Виды инфляции, агфляция.
Существуют два основных вида инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. В зависимости от критериев выделяют еще разные виды инфляций. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляции. Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают открытую и подавленную инфляции. Также существуют такие виды инфляции как ожидаемая и непредвиденная.
Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска
Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами. Галопирующая инфляция наносит очень существенный вред современной экономике.Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год что наблюдается во многих развивающихся странах и стрaнaх с пeрeходной экономикой.
Гипeринфляцию, измеряeмую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в мeсяц или более 1000% в год.
Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в открытом росте уровня цен.Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке).
Ожидаемая инфляция - уровень инфляции в течение данного периода, который предполагался инвесторами. Непредвиденная инфляция - уровень инфляции, неожиданный для большинства предпринимателей и приводящий к более негативным последствиям, чем ожидаемая инфляция. Для экономики непредвиденная инфляция гораздо менее опасно ежели ожидаемая, ведь в условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут построить свое поведение так, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов и обесценивания денег. Например, рабочие могут заранее потребовать повышения номинальной ставки заработной платы, а фирмы - предусмотреть уровень повышения цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемому темпу инфляции.
В макроэкономике выделяют два главных вида инфляции: инфляцию спроса так называемую (инфляцию покупателей) и инфляцию издержек (инфляцию продавцов). В сущности, это две взаимосвязанные, но неравнозначные инфляции. Первая - со стороны спроса (избыток денежных средств и покупателей), последняя же - со стороны предложения (рост производственных издержек).
Инфляция спроса - инфляции представляет собой вид, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров.
Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска «нематериальных» денег представляет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополнительных денег практически ничего не стоит государству, но позволяет наращивать расходы. Налог падает на общество, прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги,
Ценность старых денег, находящихся у населения, стремительно падает. Если, к примеру, в течение года цены выросли на 130%, значит, покупательная сила рубля упала в 2,3 раза, т.е. в декабре она составила 43 коп.
Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса послужит своеобразным стимулом активизации производства.
Еще статьи по экономике
Статистический анализ уровня и динамики цен на непродовольственные товары Оренбургской области
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение ...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО РЖД
Любое предприятие сталкивается с необходимость проведения анализа своей
финансово-хозяйственной деятельности. Результаты такого анализа позволяют
оценить текущее финансовое сос ...
Конкурентоспособность регионов России
Актуальность
темы исследования. В настоящее время повышение
конкурентоспособности наряду с ускоренной диверсификацией экономики поставлено
в центр Концепции долгосрочного соц ...