Измерение инфляции
Для измерения инфляции используют индексы цен.
Индексы цен
- это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Обычно цены базисного периода принимаются равными 100, а цены отчетного периода пересчитываются по отношению к базисному.
Различают индексы оптовых цен, индексы розничных цен, индексы - дефляторы валового национального продукта, индексы экспортных и импортных цен и др.
Индексы розничных цен
определяют только на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения, чаще всего рабочими и служащими. Индексы указанного вида относятся к так называемым индексам потребительских цен. Расчет индексов розничных цен производится относительно состава рыночной корзины в базисном году (взвешивание на постоянной основе).
Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным показателем инфляции.
Индексы цен рассчитываются по формуле
:
Формула Ласпейреса предполагает состав потребительской корзины тем же, что и в базисном году:
Где pi - цены текущего года;0 - цены базисного года;0 - количество товара в базисном году.
Среднеарифметическая форма имеет то преимущество, что она позволяет легко производить расчет индекса. В отличие от агрегатной, в среднеарифметической форме с достаточно иметь данные о стоимости продаж в базисный период (goрo). Такие данные, как правило, доступнее [5, с.128].
Индексы цен ВНП, или дефляторы
валового национального продукта,
представляют собой группу индексов, которые характеризуют изменение рыночных цен производителей, оптовой и розничной торговли, внешнеторговые цены и пр. Расчет дефляторов ВНП производится относительно состава рыночной корзины в текущем году (состав рыночной корзины меняется год от года).
Формула Пааше предполагает состав потребительской корзины тем же, что и в данном году:
- фактическая стоимость продукции отчетного периода
- стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода
Индексы цен являются оценочными величинами, так как не учитывают замены одних товаров другими, не принимают во внимание качественное улучшение товаров. Поэтому неудивительно, что, наряду с приведенными, в ряде случаев используются и другие формулы. Однако, за увеличение точности оценки приходится платить сложностью и трудоемкостью сбора информации.
В настоящее время в товарные наборы индексов в промежутки между их пересмотрами включаются новые товары. Параллельно исключаются устаревшие товары. Тем самым твердые товарные наборы превратились в переменные товарные наборы. Каждый товар или услуга, включенные в индексный набор, описывается подробной спецификацией, в которой указывается его особенности (размер, материал изготовления, емкость, мощность), место производства и сбыта, условия продаж (какими партиями он продается, категория покупателей, условия доставки и платежа), характеристика цены (прейскурантные цены, цены с различными скидками, накидками).
Еще статьи по экономике
Ценообразование на продукты и услуги (практика ОАО РЖД)
Цена
- важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на
решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны,
что приобрело особен ...
Учет и анализ движения денежных средств на примере ООО Охранное предприятие Азимут
Среди
главных проблем российской экономики многие экономисты выделяют дефицит
денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и
инвестиционной деятельност ...
Контрактация и квазирынки, общественные расходы и государственные предприятия
Современный
мир - это мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в нем
производят и реализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В
то же время ...