Роль государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики РФ
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
ГЧП предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
С принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и дополнений к нему возлагаются большие надежды на ускорение развития инновационной экономики. Задача особых экономических зон именно в этом и состоит - сформировать инфраструктуру для успешной высокотехнологичной предпринимательской деятельности.
Для формирования и развития инновационной системы России на средства Инвестиционного фонда РФ создана Российская венчурная компания. Она на практике отрабатывает новые механизмы и формы партнерства по реализации передовых проектов, имеющих в связи с этим и определенные риски.
Созданы и обеспечены достаточными ресурсами Банк развития, Государственная корпорация "Российские нанотехнологии" (ГК "Роснанотех") и другие инструменты развития ГЧП. Важно, чтобы выделенные им бюджетные средства начали давать отдачу от реализации целевых стратегических программ, а не размещались на депозитах коммерческих банков.
В целом государственная экономическая политика должна строиться таким образом, чтобы частному бизнесу было выгодно вкладывать деньги в развитие инновационных технологий, а не в освоение природных ресурсов. Подлинное, а не формальное партнерство государства и бизнеса создаст в стране условия для колоссального прорыва вперед, особенно в области развития инновационных технологий, развития внутренней и внешней конкуренции, увеличения числа представителей среднего класса, который нередко называют главной политической силой модернизации общества. Наступило время, когда стране нужны уже не полумеры, не разрозненные законы регулирования локальных проблем бизнеса, а необходим своеобразный кодекс малого и среднего предпринимательства. Указ Президента России Д.А. Медведева о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности создал прочную основу для совершенствования законодательства в этом направлении. По экспертным оценкам, государство могло бы передать четвертую часть своих властных полномочий по регулированию и контролю бизнеса под ответственность саморегулируемых организаций.
Понятно, что новое - инновационное - мышление у будущих поколений может сформироваться в условиях современной системы образования. Государственно-частное партнерство в этой сфере, несомненно, могло бы помочь перейти к стандартам нового времени, отвечающим запросам инновационной экономики. Бизнес мог бы внести ощутимый вклад в процесс подготовки кадров для различных отраслей экономики. И соответственно он не должен оставаться в стороне от решения проблем в социальной сфере. Полагаю, что уровень финансирования образования и здравоохранения в ближайшей перспективе должен достичь не менее 7% от ВВП по каждому из направлений. Иными словами, вложения государства и бизнеса в эти сферы, то есть в человека, должны быть, как минимум, удвоены. В то же время, бизнес, участвующий в важных социальных проектах, мог бы получать от государства поддержку и некоторые налоговые льготы.
Мировой финансовый кризис - не повод для того, чтобы отказываться от инновационного пути развития экономики. Напротив, выбраться из финансовых и экономических передряг всем странам, в том числе и России, поможет ставка на современные технологии и новые решения в управлении, по моему мнению.
Инновации - это именно тот инструмент, который может дать устойчивый экономический рост.
О том, что российской экономике надо переходить на новые рельсы, речь шла еще до масштабного разворачивания мирового кризиса. А сейчас, когда стало ясно, что с замедлением темпов экономического роста столкнутся абсолютно все страны, это становится единственно возможным выходом. Впрочем, отказываться от инновационного сценария, заложенного в основу концепции долгосрочного развития страны до 2020 года, никто и не собирается. Есть текущие задачи, а есть долгосрочные цели, и сейчас как раз очень важно не растерять приоритеты.
Тем временем скоро более четкие сигналы относительно того, какие именно отрасли поддержит государство на пути к инновационной экономике, получат и ученые, и бизнес. При этом распыляться в расходах сегодня просто невозможно. И нужно сосредоточиться на относительно небольшом количестве направлений, но выбрать самые важные. Без государственного участия, например, не обойтись в таких сферах, как здравоохранение, образование, национальная безопасность. Это возможность помочь ученым госденьгами в тех сферах, где отсутствие технологий существенно сдерживает развитие отечественного бизнеса. Но - на основе частно-государственного партнерства и при этом браться за проекты, по которым уже имеются определенные заделы. Кроме того, без господдержки не должны оставаться био- и нанотехнологии. [28]
Еще статьи по экономике
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики
макроэкономический совокупный спрос мультипликатор
Макроэконо́мика (от греч.
μακρός - длинный, большой, οκος
- дом и ν ...
Инвестиционная деятельность
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Это и законодательная власть и ...
Металлургия цветных металлов
Общая характеристика отрасли
Металлургический комплекс - это взаимообусловленное сочетание
следующих технологических процессов:
· добыча и подготовка сырья к перер ...