Роль государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики РФ
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
ГЧП предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
С принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и дополнений к нему возлагаются большие надежды на ускорение развития инновационной экономики. Задача особых экономических зон именно в этом и состоит - сформировать инфраструктуру для успешной высокотехнологичной предпринимательской деятельности.
Для формирования и развития инновационной системы России на средства Инвестиционного фонда РФ создана Российская венчурная компания. Она на практике отрабатывает новые механизмы и формы партнерства по реализации передовых проектов, имеющих в связи с этим и определенные риски.
Созданы и обеспечены достаточными ресурсами Банк развития, Государственная корпорация "Российские нанотехнологии" (ГК "Роснанотех") и другие инструменты развития ГЧП. Важно, чтобы выделенные им бюджетные средства начали давать отдачу от реализации целевых стратегических программ, а не размещались на депозитах коммерческих банков.
В целом государственная экономическая политика должна строиться таким образом, чтобы частному бизнесу было выгодно вкладывать деньги в развитие инновационных технологий, а не в освоение природных ресурсов. Подлинное, а не формальное партнерство государства и бизнеса создаст в стране условия для колоссального прорыва вперед, особенно в области развития инновационных технологий, развития внутренней и внешней конкуренции, увеличения числа представителей среднего класса, который нередко называют главной политической силой модернизации общества. Наступило время, когда стране нужны уже не полумеры, не разрозненные законы регулирования локальных проблем бизнеса, а необходим своеобразный кодекс малого и среднего предпринимательства. Указ Президента России Д.А. Медведева о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности создал прочную основу для совершенствования законодательства в этом направлении. По экспертным оценкам, государство могло бы передать четвертую часть своих властных полномочий по регулированию и контролю бизнеса под ответственность саморегулируемых организаций.
Понятно, что новое - инновационное - мышление у будущих поколений может сформироваться в условиях современной системы образования. Государственно-частное партнерство в этой сфере, несомненно, могло бы помочь перейти к стандартам нового времени, отвечающим запросам инновационной экономики. Бизнес мог бы внести ощутимый вклад в процесс подготовки кадров для различных отраслей экономики. И соответственно он не должен оставаться в стороне от решения проблем в социальной сфере. Полагаю, что уровень финансирования образования и здравоохранения в ближайшей перспективе должен достичь не менее 7% от ВВП по каждому из направлений. Иными словами, вложения государства и бизнеса в эти сферы, то есть в человека, должны быть, как минимум, удвоены. В то же время, бизнес, участвующий в важных социальных проектах, мог бы получать от государства поддержку и некоторые налоговые льготы.
Мировой финансовый кризис - не повод для того, чтобы отказываться от инновационного пути развития экономики. Напротив, выбраться из финансовых и экономических передряг всем странам, в том числе и России, поможет ставка на современные технологии и новые решения в управлении, по моему мнению.
Инновации - это именно тот инструмент, который может дать устойчивый экономический рост.
О том, что российской экономике надо переходить на новые рельсы, речь шла еще до масштабного разворачивания мирового кризиса. А сейчас, когда стало ясно, что с замедлением темпов экономического роста столкнутся абсолютно все страны, это становится единственно возможным выходом. Впрочем, отказываться от инновационного сценария, заложенного в основу концепции долгосрочного развития страны до 2020 года, никто и не собирается. Есть текущие задачи, а есть долгосрочные цели, и сейчас как раз очень важно не растерять приоритеты.
Тем временем скоро более четкие сигналы относительно того, какие именно отрасли поддержит государство на пути к инновационной экономике, получат и ученые, и бизнес. При этом распыляться в расходах сегодня просто невозможно. И нужно сосредоточиться на относительно небольшом количестве направлений, но выбрать самые важные. Без государственного участия, например, не обойтись в таких сферах, как здравоохранение, образование, национальная безопасность. Это возможность помочь ученым госденьгами в тех сферах, где отсутствие технологий существенно сдерживает развитие отечественного бизнеса. Но - на основе частно-государственного партнерства и при этом браться за проекты, по которым уже имеются определенные заделы. Кроме того, без господдержки не должны оставаться био- и нанотехнологии. [28]
Еще статьи по экономике
Формирование эффективной инвестиционной стратегии предприятия на материалах ООО Северное сияние
Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях особо актуальной является проблема привлечения, мобилизации и эффективного использ ...
Инвестиции в недвижимость
Становление и развитие рыночных отношений в экономике России связано в значительной мере с объектами недвижимости, которые выступают в качестве средств производства (земля, производствен ...
Управление оборотными активами предприятия (на примере ЗАО Красноярский ДОК)
На современном этапе развития экономики, совершенствование механизма
управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов
повышения экономической эфф ...