Определение перспективных направлений развития региона экономических макросистем на магистральный путь развития
Впервые П. Самуэлсон предложил именовать магистралью всякую сбалансированную траекторию с максимальным темпом роста. В связи с этим возникла бытовая трактовка достижения экономических целей оптимальным образом. А именно: для того, чтобы оптимальным путем «добраться» из начального пункта X0 в конечный пункт Xk следует быстрее выбраться на магистраль (улучшенную дорогу для скоростного движения), «двигаться» по ней возможно дольше и лишь в конце свернуть в пункт назначения.
Естественно, что перевод экономической системы на магистральные темпы развития так же, как и переход к заданной цели, требует внешних усилий в виде инвестиционных вложений, причем возможно не разовых, а распределенных во времени. Для сложных многосекторных экономических систем от инвестора требуется еще и знание, в каких пропорциях инвестиции должны быть распределены в подсистемах или отраслях. Ответы на такие вопросы можно получить, рассматривая управление экономическими системами с позиций, развитых в теории оптимального управления и вариационного исчисления, теории систем и системного анализа.
Любое управление предполагает наличие объекта управления (управляемой системы), субъекта управления (управляющей системы) и внешней среды. Основное назначение управляющей системы - поддерживать установленный и по каким-либо свойствам признанный нормальным режим работы объекта управления, а также обеспечивать нормальное функционирование отдельных элементов объекта управления в условиях воздействия внешней среды. Объект управления во взаимодействии с управляющей системой образует замкнутую систему управления. Связь, с помощью которой управляющая система воздействует на объект управления, называется обратной связью. В теории автоматического регулирования функцию управления называют программой управления.
В экономических задачах программа управления соответствует принятию решения на перспективу. Синтез оптимальных управлений в случае отклонения состояния системы от планового значения дает оптимальное решение и при новом ее состоянии. Изложенная ниже методика синтеза оптимальных управлений позволяет выводить динамические макросистемы на магистральные темпы функционирования.
Имеем две динамические макросистемы, одну из которых будим называть развивающейся,
(27)
а вторую эталонной системой следующего вида:
(t),
0 (28)
здесь X(t) и Xm(t) - уровень валового внутреннего продукта развивающейся и магистральной системы; А - матрица прямых материальных затрат; В - матрица приростных фондоемкостей; К - матрица конечного потребления; Е - единичная матрица U(t) - внешнее инвестиционное воздействие; Gm -матрица замкнутой магистральной системы.
Системы дифференциальных уравнений (27) и (28) записаны в нормальной форме Коши и представляют собой балансовые модели макроэкономических систем В.В. Леонтьева. Моделирование и анализ динамических свойств таких систем, основанный на контроле за расположением собственных чисел на комплексной плоскости, был проведен Е.Л. Торопцевым.
Еще статьи по экономике
Статистика основных производственных фондов
Настоящее методико-учебное пособие содержит задачи курса "Статистика. Часть 2" с целью сориентировать студентов на подготовку по темам: "Статистика основных производственных ф ...
Модель экономического человека
Для
экономической теории как обобщенного отражения многообразных, явлений
хозяйственной, жизни просто необходима: упрощенная, схематичная модель
поведения человека. Знание мод ...
Исследование в экономике теории магистралей
В
экономической теории на первоначальном этапе ее развития редко использовались
математические формулировки. Тем не менее, многие классические доктрины
экономики в словесной, ...