Дерево целей и дерево систем предприятия
В качестве инструмента управления сложными и большими системами, используются дерево целей и дерево систем. Дерево целей позволяет применять к общей задаче, стоящей перед системой, декомпозиционный многоуровневый подход, обеспечивающий снижение размерности задачи исследования. Системный анализ процесса обеспечения безопасности дорожного движения производится на основе сопоставления каждой из подцелей для каждой из подсистем.
На Рис. 2. представлены верхние ярусы дерева целей системы обеспечения безопасности дорожного движения, выполненного на основе декомпозиционного подхода. Генеральной целью системы Ц0 является обеспечение безопасности дорожного движения системы обеспечения безопасности дорожного движения. Целями первого уровня рассматриваемой системы безопасности дорожного движения являются следующие:
· Ц101 - предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
· Ц102 - развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
· Ц103 - сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
· Ц104 - совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городе;
· Ц105 - сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия;
· Ц106 - повышение уровня безопасности транспортных средств;
· Ц107 - повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
· Ц108 - совершенствование правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Достижение генеральной цели системы подразумевает разработку целевой функции и построение критерия эффективности функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Дерево целей связывает воедино долгосрочные и краткосрочные цели, цели разных отделов предприятия. Использование этого приема позволит нам создать стратегическую картину предприятия.
Для выявления всех возможных способов достижения поставленной цели определим ряд альтернатив или их комбинаций, которые находятся в определенных иерархических связях и по-разному могут влиять на достижение поставленной цели. Способы достижения поставленных целей требуют такой же систематизации, как и сами цели и подцели. Необходимую систематизацию и упорядочивание выявленных способов достижения поставленной перед системой цели осуществим построением дерева систем. Задача управления будет сводиться к выбору подсистем, наиболее эффективно влияющих на достижение поставленной цели системы.
Важнейшими централизующими подсистемами первого уровня являются следующие (рис. 3):
· С101 - подсистема отдельной бригады дорожно-патрульной службы;
· С102 - подсистема дорожно-патрульной службы и розыска;
· С103 - подсистема межрегионального государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств;
· С104 - подсистема дорожной инспекции и организации движения;
· С105 - подсистема по исполнению административного законодательства;
· С106 - подсистема административной практики.
· С107 - подсистема пропагандистского воздействия на население;
· С108 - подсистема дознания.
· С109 - подсистема приема международного экзамена.
Структурная и количественная оценка вклада подсистем в достижение конечных целей даст возможность существенно сузить область рациональных управленческих решений и определить перечень подсистем, через которые целесообразно воздействовать для достижения поставленной главной цели системы. Для решения этой задачи составим схему взаимодействия дерева целей и дерева систем первого уровня (рис. 4).
Отдельные вклады подцелей Ц10n в генеральную цель Ц0 определялись экспертным путем и равны следующим значениям:
для Ц101 r001 = 0,15 (15%)
для Ц102 r002 = 0,15 (15%)
для Ц103 r003 = 0,11 (11%)
для Ц104 r004 = 0,09 (9%)
для Ц105 r005 = 0,11 (11%)
для Ц106 r006 = 0,15 (15%)
для Ц107 r007 = 0,10 (10%)
для Ц108 r008 = 0,14 (14%)
Рис.2. Дерево целей системы обеспечения безопасности дорожного движения
Соответственно для генеральной цели имеем следующее распределение вклада подцелей:
Суммарный вклад всех подцелей равен:
Результаты разметки дуг (связей) целей и подсистем, определяющих их структурный вклад в достижение генеральной цели системы обеспечения безопасности дорожного движения представим в виде функционально-системной матрицы (табл. 1).
Еще статьи по экономике
Финансовый анализ деятельности предприятия на примере ОАО ГОЗСА
рыночная экономика
В
условиях современной конкурентной рыночной среды и финансовой неопределенности
в долгосрочном периоде из-за рисков возникновения кризисных явлений, финансов ...
Характеристика предприятия ООО Электротех
трейдер российский программный комплекс
Одним
из наиболее важных этапов подготовки специалистов инженерных специальностей
является прохождение ими практики в сторонних организац ...
Международный гостиничный бизнес на современном этапе
Одной
из современных тенденций развития мирового хозяйства является формирование
новых отраслевых комплексов. Мировая экономика постепенно превращается в
невидимую, неосязаему ...