Реакция потребителя на изменение дохода и цен
Равновесие (оптимум) потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Правило максимизации полезности гласит: последний рубль, затраченный на один вид продукта, должен по своей полезности быть равным рублю, затраченному на приобретение другого товара.
Равновесие покупателя изменяется под влиянием:
изменения дохода покупателя ;
цен на товары и услуги;
роста реального дохода, вследствие чего изменяется структура потребностей. Впервые обратил на это внимание немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896).
Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста
Рассмотрим пример потребления.
Как измениться потребление при изменении дохода (начальный доход - 75 т.р.) Новый доход - 750 т.р.
A - точка, в которой оптимизирован потребительский выбор для 75 т.р.
B - точка, в которой оптимизирован потребительский выбор для 750 т.р.
C - точка, в которой оптимизирован потребительский выбор для 7500 т.р.
При изменении цены на пищу, график будет выглядеть следующем образом:
Кривая "цена-потребление"
Потребительский выбор, направленный на максимальное удовлетворение потребностей может быть объяснен 2 способами: кривой безразличия и бюджетной линией.
Для определения размера рыночного спроса на товар можно предположить, что на рынке есть 3 покупателя, с их потребностями и покупательной способностями, причем спрос на данный товар, в зависимости от цены выглядит так.
Цена за 1 шт. |
Покупатели |
Рыночный спрос | ||
A |
B |
C | ||
1 |
6 |
10 |
16 |
32 |
2 |
4 |
8 |
13 |
25 |
3 |
2 |
6 |
10 |
18 |
4 |
0 |
4 |
7 |
11 |
5 |
0 |
2 |
4 |
6 |
Кривая рыночного спроса
Кривая рыночного спроса - сумма значений спроса каждого, из индивидуальных потребителей.
По средствам методологии нахождения оптимума потребителя (равновесия) можно проанализировать его реакцию на изменение доходов и цен, что позволит классифицировать потребителей по уровню доходов и видам потребления, построить кривую рыночного спроса.
Еще статьи по экономике
Затратный подход в оценке стоимости бизнеса
Актуальность
темы исследования. Продавая предприятие необходимо объективно оценить его
возможности увеличивать свою стоимость, быть рентабельным, т.е. приносить доход
собствен ...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО РЖД
Любое предприятие сталкивается с необходимость проведения анализа своей
финансово-хозяйственной деятельности. Результаты такого анализа позволяют
оценить текущее финансовое сос ...
Контрактация и квазирынки, общественные расходы и государственные предприятия
Современный
мир - это мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в нем
производят и реализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В
то же время ...