Хозяйственные связи: сущность, содержание и классификация
Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.
В возможное множество хозяйственных связей следует включить и нулевой вариант, когда потенциальный поставщик не реализует свой товар не из-за отсутствия покупателя, а сознательно, исходя из собственной конкурентной стратегии.
Каждая из возможных хозяйственных связей может быть осуществлена как без участия посредников, так и с их участием. Наличие потребности в посреднических услугах обусловливает возможность подключения организаций, специализирующихся на их оказании, практически на каждом из известных восьми этапов, что определяет, в свою очередь, многообразие вариантов хозяйственных связей, осуществляемых при участии посредников. Классификация опосредованных связей производится с учетом этапа, на котором впервые появляется посредник, и общего числа этапов, выполняемых с его участием [6, с. 207].
Классификация хозяйственных связей.
) По объекту установления связей: предплановые; реальные;
) По структуре хозяйственные связи бывают: простые; сложные; прямые; косвенные;
) По продолжительности: разовые; краткосрочные; длительные;
) По ведомственной продолжительности: межсистемные; внутрисистемные;
) В зависимости от района действия связей: республиканские; межгосударственные; местные; региональные; межрегиональные.
Представим элементы системы коммерческой деятельности по организации с хозяйственных связей торговли с поставщиками товаров в виде рисунка:
Элементы системы коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей торговли с поставщиками товаров
Примечание. Источник: [12, с. 175].
На первоначальном этапе «Изучение и прогнозирование спроса на товары» коммерческая служба, используя экономические, аналитические и другие методы занимается прогнозированием спроса на товары. Полученную информацию используют для планирования объема и ассортимента товарного предложения, что является следующим необходимым этапом в системе коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей.
Полученная информация, о прогнозировании на товары и планировании объема и ассортимента товарного предложения, необходима коммерческой службе для поиска и выбора партнера. Далее необходимо экономически обосновать потребность в товарах для выделения денежных ресурсов на закупку требуемых товаров. Далее проводится договорная работа по заключению различных видов договоров (купли-продажи, поставки, консигнации) и контроль за их выполнением. После заключения договора и поступления партии товара проводится работа по скорейшей продаже полученных товаров, для этого применяются такие стимулы как, организация дополнительных услуг, реклама товаров и услуг. На заключительном этапе после продажи полученных товаров коммерческая служба совместно с предприятиями изготовителями разрабатывает новые виды продукции тары в соответствии с требованиями рынка [16, с. 181].
Хозяйственные связи поставщиков и покупателей должны строится на основе равноправных деловых партнерских отношений, хозяйственной самостоятельности торговых предприятий, строгой материальной и финансовой ответственности за выполнение принятых обязательств. Все это повысило роль договора, который сейчас является единственным правовым и экономическим документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке товаров.
Организация договорной работы на уровне современных требований составляет одну из важнейших функций коммерческой службы. Коммерческие работники обязаны обеспечивать своевременное и качественное заключение различных договоров с поставщиками товаров, организовывать контроль и следить за выполнением договорных обязательств, как самого предприятия, так и субъектов хозяйствования перед предприятием, кроме того, устанавливать оптимальные финансовые взаимоотношения между предприятиями.
Под договорной работой на предприятии понимаются мероприятия, обычно проводимые в два цикла:
) заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами);
) организация исполнения договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль, оценка хода и результатов) [13, с. 212].
Эта работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку в ее основе лежат юридические нормы (централизованные и корпоративные), а результат ее первого цикла - договор - сам становится юридически обязательным документом. Если предприятие выступает в качестве поставщика (продавца, исполнителя), то за оформление и выполнение договора отвечает, как правило, плановый отдел или отдел сбыта, либо специально образуемый договорный отдел. Если предприятие является покупателем (заказчиком), то работа в зависимости от предмета договора ведется в службах, ответственных за материально-техническое снабжение, организацию капитального строительства, ремонта оборудования и т.п. Круг вопросов, решаемых в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждого предприятия, но сам этот процесс единообразен в том смысле, что ему присущи следующие типичные стадии [11, с. 277].
Еще статьи по экономике
Конкурентоспособность регионов России
Актуальность
темы исследования. В настоящее время повышение
конкурентоспособности наряду с ускоренной диверсификацией экономики поставлено
в центр Концепции долгосрочного соц ...
Марксизм и его развитие в России
Марксизмом
называется разработанная Карлом Марксом "научная теория" коммунизма,
претендующая на роль "Общей теории Всего". По сути, эта теория
представляет ...
Формирование эффективной инвестиционной стратегии предприятия на материалах ООО Северное сияние
Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях особо актуальной является проблема привлечения, мобилизации и эффективного использ ...