Методики оценки конкурентоспособности регионов России
Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности региона В.В. Печаткин и В.А. Перфилов предлагают использовать такую формулу:
где Qj - интегральный показатель конкурентоспособности j-го региона;П - значение i-го показателя j-го региона, характеризующего способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции;срП - среднероссийское значение показателей способности регионов производить товары и услуги;- значение i-го показателя j-го региона, характеризующего качество жизни населения;Фу - значение i-показателя j-го региона, характеризующего финансовую устойчивость региона;срK - среднероссийское значение показателей качества жизни населения;срФу - среднероссийское значение показателей финансовой устойчивости регионов.
j - номер региона.
Использование данной формализованной записи интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности региона является методически правомерной, поскольку позволяет получить достоверные сведения о вариации показателей. Осуществление оценки конкурентоспособности по данной методике видится перспективной и по причине относительной простоты математических вычислений. Далее на основе полученного интегрального показателя конкурентоспособности субъекту Российской Федерации присваивается ранг.
Схема оценки уровня конкурентоспособности региона представлена на рис. 7 (приложение 4).
В настоящей работе при оценке конкурентоспособности Волгоградской области мы воспользуемся комплексным показателем конкурентоспособности региона (предложен профессором Ярославского государственного университета В.Е. Андреевым ), который складывается из двух групп:
RC = |
{ |
Y-показатель уровня жизни |
I-инвестиционная привлекательность региона |
Соответственно каждый из них включает в себя:= PC + G + L , где PC - покупательная способность населения; G - коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини); L - уровень безработицы.= Ip + Ir + Iq + Q , где Ip - инвестиционный потенциал региона; Ir - инвестиционный риск; Iq - реальные объемы инвестиций; Q - число убыточных предприятий в регионе.
Итак, критериями оценки конкурентоспособности региона могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов. Самыми разработанными к настоящему времени являются методы оценки конкурентоспособности, применяемые на макроуровне, т.е. при межрегиональных сопоставлениях.
Повышение конкурентоспособности регионов
Еще статьи по экономике
Модель экономического человека
Для
экономической теории как обобщенного отражения многообразных, явлений
хозяйственной, жизни просто необходима: упрощенная, схематичная модель
поведения человека. Знание мод ...
Статистическое исследование рынка труда
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно ос ...
Формирование эффективной инвестиционной стратегии предприятия на материалах ООО Северное сияние
Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях особо актуальной является проблема привлечения, мобилизации и эффективного использ ...