Измерение эластичности спроса
Можно измерить ценовую эластичность спроса по следующей формуле
(1.1.1)
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от прироста цены или объема, а также от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса постоянный, показатель эластичности будет разным для разных точек кривой.
При определении эластичности следует учитывать следующий вопрос: какой уровень цены и какой объем продукции следует использовать при определении показателя эластичность? Тот, который существовал до изменения, или после?
В качестве примера возьмем ларек с мороженым. Чем ниже цена мороженого, тем больше мороженого можно продать. Однако, надо посмотреть, насколько эффективно будет то или иное снижение цены. Соотношения цены и объема заранее известны. Для наглядности рассмотрения примера воспользуемся следующей таблицей:
Количество проданного мороженого, шт. |
Цена, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Коэффициент эластичности |
500 |
4 |
2000- | |
1000 |
3,5 |
35005 | |
1500 |
3 |
45002,6 | |
2000 |
2,5 |
50001,57 | |
2500 |
2 |
50001 | |
3000 |
1,5 |
45000,64 |
Таблица 1 - Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Прежде всего перед нами стоит вопрос, что взять за изменение объема проданной продукции, то есть за изменение величины спроса. Возьмем второй интервал (от 1000 до 1500). В данном случае величина спроса изменится на 50% (500:1000=0,5). Однако, если мы возьмем интервал в обратном порядке, то есть величина спроса изменится с 1500 до 1000, то в процентах это изменение будет равно 33,3% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при подсчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем случае такой точкой будет 1250 ((1000+1500):2=1250). Таким образом, изменения в величине спроса в нашем случае составят 500:1250=0,4 (или 40%).
Если записать расчет процентного изменения величина спроса в виде формулы, то получится следующее:
(1.1.2)
где и - величина спроса до и после изменения цены, шт.
Таким же образом мы находим процентное изменение цены в выбранном интервале. Получается следующая формула:
(1.1.3)
где и - соответственно начальная и новая цена.
Коэффициент эластичности вычисляется как соотношение прироста величины спроса к приросту цены. В качестве формулы это будет выглядеть следующим образом:
(1.1.4)
С помощью этой формулы мы можем рассчитать коэффициенты эластичности в таблице 1.1. Рассчитав данные коэффициенты, мы можем количественно охарактеризовать ценовую эластичность спроса в различных ценовых интервалах. На нашем примере, в первых четырех интервалах спрос эластичен, в пятом интервале - имеет единичную эластичность, в шестом интервале - неэластичен.
Заметим, что на участках эластичного спроса общий доход при продаже всей продукции повышается, а при неэластичном спросе - уменьшается. По этой причине каждая фирма будет избегать такого ценового интервала, в котором эластичность спроса будет меньше единицы.
Еще статьи по экономике
Увеличение существующей мощности предприятия ЗАО Волжский дизель имени Маминых
проект предприятие товар рынок сбыт
Настоящий
бизнес-план посвящен обоснованию эффективности инвестиционного проекта,
направленного на увеличение существующей мощности предприят ...
Инвестиции как экономический фактор
Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях о ...
Имущество предприятия общественного питания
В современных экономических условиях деятельность
каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга
участников рыночных отношений, заинтересованных в ...