Факторы, влияющие на эластичность спроса
На ценовую эластичность спроса влияет множество факторов. Перечислим данные факторы:
) Наличие товаров-заменителей (товаров-субститутов). Чем больше заменителей существуют у конкретного товара, тем больше показатель эластичности. Действительно, чем больше на рынке товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, тем больше у покупателей возможностей для приобретения товара-заменителя, который будет удовлетворять те же потребности, в случае повышения цены на исходный товар. Можно рассмотреть данный случай на следующем примере. В качестве примера возьмем молоко. Спрос на молоко неэластичен. Однако, если цена на молоко от одного производителя повысится по сравнению с ценами других производителей, спрос конкретно на молоко данного производителя упадет. Следовательно, на молоко какого-то конкретного производителя спрос будет эластичным, так как существует множество других производителей, а товар абсолютно идентичный. Та же закономерность применима к различным видам и сортам одной и той же продукции. В качестве примера можно взять сигареты. Спрос на сигареты является неэластичным. Однако, если цена на отдельный сорт сигарет будет увеличиваться, то спрос упадет, следовательно, отдельный вид сигарет будет эластичным.
) Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя, тем выше эластичность у этого товара. Если общие затраты будут занимать малую часть в доходе потребителя, то спрос на такие товары будет неэластичным. Такими товарами являются мелкие бытовые приборы и такие продукты питания, как хлеб, вода, молоко и так далее. В качестве примера можно также взять следующую ситуацию. Например, повышение цены на 10% на тетради вызовет лишь минимальную реакцию на их приобретение. Но то же самое увеличение цены на 10% на автомобили или на квартиру вызовет значительное уменьшение спроса на такие товары, так как они занимают значительную часть доходов в бюджете семьи.
) Спрос на предметы роскоши и на предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия являются предметами первой необходимости: без них мы долго не проживем. Повышение цен на эти продукты не приведет к значительному сокращению их потребления. Но если цены на бриллианты и спортивные автомобили поднимутся, то большинство людей не столкнется с огромными неудобствами. Многое также зависит от того, что люди подразумевают под понятием «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электрические утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости.
) Привычные товары. Этот фактор появился по той причине, что огромное количество потребителей зависит от своих индивидуальных привычек. У многих людей вырабатывается привычка на отдельный вид табака, на отдельный вид хлеба, на воду определенного производителя. Для таких людей спрос на привычные товары будет неэластичным, так как для них такие товары не имеют заменителей.
) Период времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Если цена на продукт растет, то необходимо время, чтобы найти и испытать другие продукты, чтобы убедится в том, подходят они нам или нет. Если цена на свинину повысится на 30%, то покупатели не сразу прекратят покупать ее. Им необходимо время для того, чтобы перейти на другой вид мяса, скажем, птицу, привыкнуть к нему и полюбить. Другое объяснение этого фактора связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие автомобили, которые неэкономно расходуют топливо, из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. С течением времени каждый покупатель может найти продукты-заменители, изменить свою потребительскую корзину в соответствии с ценами и возможностями на приобретение выбранных товаров.
Еще статьи по экономике
Инновационная деятельность предприятия
В
современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов,
определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня
конкуре ...
Технико-экономическое обоснование и создание электроэрозионного участка по обработке металлических деталей
Одним
из основных и важнейших условий технического прогресса любой из отраслей
техники и промышленности является наряду с применением новых идей и новых
материалов также и при ...
Формы реальных инвестиций и процесс управления ими
Реальное инвестирование для большинства предприятий в современных условиях составляет основу инвестиционной деятельности. Осуществление реальных инвестиций характеризуется рядом особенностей ...