Применение теории эластичности
Теория эластичности спроса и предложения имеет огромное значение и применима в практике. Покажем ее применение на конкретных примерах. Прежде всего, увеличение издержек на производство той или иной продукции заставляет производителей повышать цены на производимые ими товары. Но производителям нужно не забыть о том, что нужно спрогнозировать изменения сбыта продукции после изменения цены. Производителям стоит учесть, снизится ли сбыт продукции после повышения цены, или останется практически таким же. Также производителям следует просчитать, компенсирует ли повышение цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса.
Для того, чтобы за счет повышения цены на данный товар, доход производителя не сократился, фирме нужно знать эластичность спроса и предложения на данный товар. В качестве примера можно привести таблицу, в которой отображены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:
Хлеб |
0,15 |
Говядина |
0,64 |
Баранина |
2,65 |
Яйца |
0,32 |
Электричество в домах |
0,13 |
Табачные изделия |
0,46 |
Газеты и журналы |
0,42 |
Одежда и обувь |
0,20 |
Таблица 3 - коэффициенты ценовой эластичности различных товаров и услуг
Приведенные данные характерны для рыночной экономики США. Для стран постсоветского пространства коэффициенты ценовой эластичности спроса будут несколько иными. Важную роль будет играть наличие товаров-заменителей, а также наличие других факторов, которые влияют на эластичность спроса, которые были описаны в первой главе.
Производитель должен понимать, что эластичность товаров конкретно его продукции и тех же самых товаров на рынке часто не совпадают. Первая почти всегда выше второй. Исключение составляет монополия, в условиях которой фирма производит уникальный товар или услугу, который не имеет аналогов, и имеет право диктовать свою собственную цену. По этой причине в условиях рыночной конкуренции фирма-производитель должен следить за качеством своей продукции и за конкурентными фирмами, а также за ценами, которые они назначают. Производитель должен отслеживать реакцию конкурентных фирм на то или иное изменение цены. По этой причине рассчитать ценовую эластичность спроса для конкретной фирмы достаточно сложно, для этих целей используют различные математические модели или опыт руководителя фирмы.
Если руководители фирмы для расчетов будут принимать во внимание только значения коэффициентов рыночного спроса, то расходы могут стать более значительными, чем ожидается. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [10, с. 76].
Эластичность спроса очень сильно влияет на ценовую политику фирмы. В качестве примера можно привести фирму, которая построила дом, в котором 100 квартир. И фирме следует принять решение, какую цену следует установить за правило съема квартиры, чтобы при этом получить максимальную выручку. Расходы на строительство по сути не зависят от количества сданных квартир. Исключение составляют только расходы на текущий ремонт, которые занимают лишь самую малую часть от общих расходов.
Еще статьи по экономике
Кейнсианская и неокейнсианская концепция экономического развития
Со
времён зарождения экономики, как науки, одна из важнейших дискуссий ведётся по
поводу вопроса: "Существует ли в экономике тенденция долгосрочного
равновесия с полной з ...
Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО ОПТ-Сервис КМВ
Переход к рыночной экономике требует от
предприятия торговли повышения эффективности деятельности,
конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения
достиж ...
Исследование динамики евродоллара методом расчета спектральных характеристик
Спектральный
анализ - это один из методов обработки сигналов, который позволяет
охарактеризовать частотный состав измеряемого сигнала. Преобразование Фурье
является математиче ...