Уровень и качество жизни
Таким образом, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения. С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает два типа оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения) [6, с. 249].
Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:
. Здоровье
- возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;
влияние нарушения здоровья на отдельных лиц.
. Индивидуальное развитие путём обучения
усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;
возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;
использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;
- сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп.
. Занятость и качество трудовой жизни
- наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;
характер трудовой деятельности;
удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью.
4. Время и досуг
возможность выбора своего времяпрепровождения.
. Возможность приобретения товаров и пользования услугами
- личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;
количество людей, испытывающих материальные лишения;
степень равенства в распределении товаров и услуг;
- качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;
- защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей.
6. Личная безопасность и правовые органы
- насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;
справедливость и гуманность правовых органов;
степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам.
7. Социальные возможности и социальная активность [2, с. 583].
Проблема уровня и качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня.
Еще статьи по экономике
Конкуренция и партнерство как основные виды экономического взаимодействия
социальное
взаимодействие конкуренция партнерство
Конкуренция
и партнерство признаются основными видами экономического взаимодействия, вместе
с тем имеется дефицит теоретически ...
Источники формирования основных и оборотных средств на предприятии ЗАО Василиса
Материально-технической
основой производства на любом предприятии являются производственные фонды,
представляющие собой функционирующие в процессе деятельности предприятия
сре ...
Управление себестоимостью производства продукции (на материалах КЖУП Гомельский райжилкомхоз)
Издержки
обращения являются сложной социально-экономической категорией, интерес к
которой постоянно возрастает по мере развития рынка. Столь широкая
заинтересованность данной ...