Общая характеристика малого бизнеса в алтайском крае
Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса объявлены Минэкономразвития РФ приоритетным направлением развития национальной экономики на 2008 - 2010 гг.
«В начале нынешнего десятилетия 500 российских предприятий обеспечивали 51% ВВП страны, а сегодня они обеспечивают уже 80% ВВП. Противовесом здесь может быть только рост роли в экономике малых и средних предприятий, но для этого нужно создать такие условия, чтобы им было прежде всего выгодно производить продукцию, поскольку пока больше всего малых предпринимателей работают в торговле», - отметил председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Б. Титов на национальном форуме в 2008 г. «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке» [7, c. 153].
Экономические реформы и трансформация государственного управления выявили несоответствие структуры экономики края потенциальным возможностям автономного развития и самофинансирования. В переходный период край столкнулся с такими проблемами, как слабая бюджетная обеспеченность (регион относится к дотационным территориям), низкий уровень внешних и внутренних инвестиций, резкое падение производства на большинстве крупных градообразующих предприятиях, высокий износ жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, значительная доля бедного населения и низкий платежеспособный спрос населения в целом и др.
Субъекты малого предпринимательства приняли активное участие в адаптации экономики края к условиям рыночной среды через создание дополнительных рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, насыщение рынка товарами и услугами, а также пополнение бюджетов всех уровней [8, c. 57].
Интенсивное развитие нового рыночного сектора экономики Алтайского края наблюдалось в 1988-1989 гг. после принятия Закона «О кооперации в СССР». В последующие два года темп роста числа организаций снизился в 3,5 раза. До начала реализации масштабной программы приватизации объем реализации продукции (услуг) рыночного сектора экономики возрос в 3,5 раза, численность занятых - в 8,7 и число предприятий - почти в 7 раз; его доля по объему реализации составляла около 8%, по численности занятых - 6, от общего объема платежей - 24%. В разрезе отраслевой структуры наибольший удельный вес по объему производства продукции в рыночном секторе в то время занимали строительные и проектно-изыскательские организации (40,4%), далее следовала продукция производственно- технического назначения (27%). Организации торговли и общественного питания давали 15,5%, занятие производством товаров народного потребления - 12,2%, сельскохозяйственной продукции - 2,6, оказывающие бытовые услуги 2,2%. Развитие сферы малого бизнеса и его бурный рост в начальные годы в крае, как и в целом по России, во многом были обусловлены разными «правилами игры» для крупных, средних государственных предприятий и для малых - более мягкими для последних. Вокруг крупных государственных предприятий было образовано множество предприятий малых форм: кооперативов, малых государственных и арендных предприятий, где из-за либерального ценообразования, менее жесткого контроля со стороны государства и перекачки средств и ресурсов госпредприятий возможно было получать более высокие доходы [5, c. 59-60].
Наиболее экономически привлекательными для малого бизнеса в крае, как и в целом по России, остаются виды деятельности, не требующие значительных капитальных вложений. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Приоритетные отрасли производственного характера и инновационная деятельность в малом бизнесе Алтайского края развиты слабо. За исследуемый период 2007 - 2010 г.г. в общей совокупности количество предприятий обрабатывающих производств уменьшилось на 5,5%, строительных - на 4,6, предприятий сельского хозяйства увеличилось на 2,7%, транспорта и связи - на 1,8, в финансовом секторе и сфере коммунальных услуг изменения минимальные - на 0,9 и 1,5% соответственно [19].
Еще статьи по экономике
Конкуренция и партнерство как основные виды экономического взаимодействия
социальное
взаимодействие конкуренция партнерство
Конкуренция
и партнерство признаются основными видами экономического взаимодействия, вместе
с тем имеется дефицит теоретически ...
Уровень безработицы в Республике Беларусь
Проблема безработицы является ключевым вопросом в
рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную
деятельность экономики. Особенно остро проблема безработи ...
Средние величины в статистике
Тема моей курсовой работы средние величины в статистике. Мы пользуемся средними величинами постоянно, в быту и работе. Средние величины являются основными для выявлений закономерностей в люб ...