Метод экспертной оценки уровня качества продукции
Ещё одним из распространенных коллективных методов экспертных оценок является ранжирование. Ранжирование - (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных ими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т. п.).
Из перечня параметров, содержащихся в предложенной эксперту анкете, он выбирает один, который считает самым важным и присваивает ему ранг 1. Этот параметр затем вычеркивается из перечня. Аналогичным образом из оставшегося перечня эксперт опять выбирает параметр, который он считает самым важным, и присваивает ему ранг 2 и т.д.
После первоначального ранжирования производится операция преобразования рангов. Заключается она в том, что для всего упорядоченного ряда параметров числовая последовательность рангов заменяется обратной, т.е. минимальный ранг 1 получает наименее важный, находящийся в конце ряда параметр, следующий от конца ранг 2 и т.д., а наиболее важный параметр - самый высокий ранг n. Необходимость в первоначальной ранжировке и последующем ее преобразовании объясняется тем обстоятельством, что эксперту психологически удобнее выбирать из перечня параметры, начиная именно с наиболее, а не с наименее важного.
Если два объекта имеют одинаковые ранги, то им приписывают так называемые стандартизированные ранги, которые рассчитываются как средние суммы мест объектов с одинаковыми рангами.
Достоинством метода рангов является его простота. Недостатками являются невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20, а также метод не дает ответ на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.
Метод предпочтения (ранжирования) свойств или факторов можно реализовать в разных вариантах:
. простое ранжирование объектов в порядке уменьшения (увеличения) уровня качества;
2. ранжирование с применением балльной оценки;
3. ранжирование с применением балльной оценки и наложением дополнительных ограничений (например: градация балльной оценки равна 0,5 или 0,2 балла; сумма весомостей равна единице);
. попарное сопоставление (ранжирование);
. полное попарное сопоставление (ранжирование) [22, с.215-217].
Таким образом, существуют различные методы оценки уровня качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный, метод интегральной оценки и экспертный методы. Каждый из этих методов имеет определенную область применения, свои достоинства и недостатки.
Еще статьи по экономике
Формирование социальной рыночной экономики
Современная экономическая система является рыночным
хозяйством. Однако в последние десятилетия все больше явлений и процессов
свидетельствуют о серьезных трансформациях в струк ...
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики
макроэкономический совокупный спрос мультипликатор
Макроэконо́мика (от греч.
μακρός - длинный, большой, οκος
- дом и ν ...
Методы оценки уровня качества продукции
Уже
несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству
продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха организаций
в конкурентной борьб ...