Интеллектуальная собственность в современной экономике
Законодательство об интеллектуальной собственности сохранило за авторами служебных объектов неотчуждаемые личные неимущественные права и предоставило им как компенсацию право на вознаграждение. Однако нормы законов об ИС, посвященные служебным объектам, сформулированы в этой части нечетко. Так, только в Патентном законе РФ и Законе РФ "О селекционных достижениях" содержится указание на то, что автор служебного объекта имеет право на вознаграждение. В других законодательных актах лишь указано, что размер вознаграждения автору служебного объекта и порядок его выплаты устанавливается договором между автором-работником и работодателем, не закрепив однозначно за работником право на вознаграждение. Кроме того, только в вышеуказанных законах вознаграждение увязывается с использованием соответствующего служебного объекта [10, с. 107].
В России в целом создана законодательная основа современной охраны интеллектуальной собственности. Однако с конца 1993 г. работа в данной области резко замедлилась.
Но еще более значительные трудности и проблемы внутри страны связаны с тем, что ряд лет вопросами изобретательства государственные органы практически не занимались. Существовавшая в СССР система поддержки изобретателей сломана, а ничего нового вместо нее не сложилось. Экономические аспекты регулирования отношений в области промышленной собственности (ПС), прежде всего по стимулированию создания и использования изобретений и промышленных образцов в Российской Федерации уступают соответствующему законодательству СССР.
Действенным экономическим регулятором отношений ПС, в первую очередь в области изобретательства, являются патентные пошлины. Они должны быть сориентированы на сбалансированность интересов государства и заявителя. Однако вопрос о пошлинах нередко является болезненным, и прежде всего по причине низкой материальной обеспеченности отечественных изобретателей. Этот аспект в частности, учитывается в законодательстве США. Согласно закону, действующему с 1982 г., индивидуальные изобретатели и представители малого бизнеса (до 500 сотрудников) при подаче заявки уплачивают только 50% номинального размера пошлины (в относительном выражении она в два раза меньше, чем в Российской Федерации). Кроме того, учитывая интересы и проявляя уважение к изобретателям старших возрастов (свыше 65 лет) в США проводят ускоренную экспертизу их заявок без оплаты за ускорение.
Нельзя, безусловно, увязывать эту ситуацию с переходом к рыночной экономике. В таких в высшей степени "рыночных" странах, как США и Япония, техническому творчеству, особенно связанному с решением изобретательских задач, государственные органы, в первую очередь патентные ведомства, уделяют пристальное внимание. Достаточно упомянуть проекты в области молодежного изобретательства в США (под эгидой патентного ведомства) и вручаемые лучшему изобретателю Японии императорские награды.
В последние годы российским правительством и соответствующими структурами начинают предприниматься меры по мониторингу и активизации изобретательской деятельности. С 1998 г. возобновился статистический учет изобретателей и рационализаторов, созданы и создаются соответствующие комитеты и комиссии в центре и регионах.
Эти и другие направления активизации творческой, изобретательской деятельности необходимо развивать. В стране резко упал, особенно с началом перестройки, уровень изобретательской активности. В настоящее время по этому показателю (особенно подаче патентных заявок и продаже объектов ИС) Россия очень серьезно отстает от развитых стран мира. Вклад России в систему глобального накопления и реализации научных и научно-технических знаний снизился так, что она уже не может рассматриваться, как страна, входящая в лидирующую группу и оказывающая решающее влияние на научно-техническое развитие. Так, например, в 2009 г. США продали на мировом патентном рынке патентов, лицензий и авторских прав 494 тыс., Германия - 160 тыс., Япония - 129 тыс., Россия же оказалась между Испанией (6 тыс.) и Венгрией (2 тыс.), продав примерно 4 тыс. патентов. По данным за 2010 г. в национальное патентное ведомство России поступило 23211 патентных заявок (IS014 национальных и 5197 иностранных). Это на уровне таких стран, как Венгрия (24962, из них 24147 иностранных), Чешская республика (25470, в том числе 24856 иностранных). Россия занимает третью строчку снизу в этом списке стран ОЭС. (Организация экономического содействия и развития) после Турции (20038 заявок, из них 19668 иностранных) и Исландии (20513 и иностранных 20497). Для сравнения: в национальное патентное ведомство Кореи поступило 113958 заявок (68410 отечественных и 45548 иностранных), Германии - 122551 (42957 и 79594), в США - поступило 218642 заявок (107106 отечественных и 111536 иностранных), в Японии - 399435 заявок (из них 330045 отечественных) [10, с. 185].
Еще статьи по экономике
Учёт производственных затрат и себестоимости, рекомендации по снижению затрат при возделывании сои
учёт затрата
Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции, работ или услуг занимает доминирующее место в общей системе
бухгалтерского учета.
Именно о ...
Методы оценки уровня качества продукции
Уже
несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству
продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха организаций
в конкурентной борьб ...
Формы реальных инвестиций и процесс управления ими
Реальное инвестирование для большинства предприятий в современных условиях составляет основу инвестиционной деятельности. Осуществление реальных инвестиций характеризуется рядом особенностей ...