Сущность группировки, ее основные методологические аспекты. Задачи и виды группировок, их значение
Группировка является важнейшим статистическим методом обобщения данных, основой для правильного исчисления аналитических показателей. Группировкой в статистике называется расчленение изучаемого явления на части по существенным признакам. Варьирующими признаками единиц совокупности называются признаки, принимающие разное значение (качественное или количественное) у отдельных единиц совокупности. Каждая единица совокупности характеризуется целым рядом варьирующих признаков.
Атрибутивными называются признаки, которые принимают разное качественное значение, а признаки, которые варьируют количественно, - количественные. Поэтому различают группировки по атрибутивным и количественным признакам. Варьирующие признаки, положенные в основание группировки, называются группировочными признаками. Группы образуются на основании варьирования этих признаков.
Различают простые и комбинированные группировки. Простая группировка производится по одному признаку, а комбинированная - по нескольким. Также выделяют следующие виды группировок:
Методологическая группировка - это разделение исследуемой совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с изучаемыми признаками.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками, называется аналитической группировкой.[3]
Группировки в статистике решают многие задачи, но все они, в конечном счете, преследуют одну цель - упорядочить, систематизировать первичный статистический материал, разделить его по существенным варьирующим признакам с тем, чтобы подвергнуть его дальнейшему анализу.
Из всех задач, решаемых с помощью группировок, принято выделять три основные:
ü разделение всей совокупности на качественно однородные совокупности или выделение социально-экономических типов (типологические группировки);
ü изучение состава совокупности по тем или иным признакам (структурные группировки);
ü изучение взаимосвязанного изменения варьирующих признаков в пределах той или иной совокупности (аналитические группировки).
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
Еще статьи по экономике
Статистический анализ уровня и динамики цен на непродовольственные товары Оренбургской области
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение ...
Контрактация и квазирынки, общественные расходы и государственные предприятия
Современный
мир - это мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в нем
производят и реализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В
то же время ...
Характеристика предприятия ООО Электротех
трейдер российский программный комплекс
Одним
из наиболее важных этапов подготовки специалистов инженерных специальностей
является прохождение ими практики в сторонних организац ...