Методологические концепции Дж. М. Кейнса
D = G - T,
называемая бюджетным дефицитом, играет важнейшую роль в общей оценке действий правительства. В глобальной картине циркуляционного потока налоги и государственные расходы можно изобразить, введя дополнительный отток величиной в Т долларов и дополнительный приток величиной G долларов, как это показано на рисунке 3.
Рисунок 3 - Циркуляция потока налогов и государственных расходов.
Таким образом, суммарный приток составляет (I + G) долларов, а отток составляет (S+T) долларов. Как и ранее, должны выполняться условие макроэкономического равновесия AD=Y, причем теперь уже агрегированный спрос AD и национальный доход Y выражаются как суммы трех составляющих
AD = C + S + T, Y = C + I + G
и, следовательно, условия равновесия могут быть переписаны в виде
S + T = I + G,
где С - потребительский спрос.
Кардинальный смысл последнего соотношения состоит в том, что теперь в случае, если величина накоплений домохозяйств (S) превысит величину инвестиций фирм (I), это одно, само по себе не будет с неизбежностью приводить к нарушению экономического равновесия, спаду производства, уменьшению национального дохода и, как следствие, росту безработицы.
В руках государства оказывается механизм, с помощью которого оно способно выровнять возникающий перекос и восстановить равенство левой и правой частей последнего соотношения. Этого можно достигнуть либо соответствующим уменьшением налогов T, при постоянной величине государственных инвестиций G в экономику; величина суммарных потоков в левой и правой частях соотношения при этом остается на прежнем уровне. Либо увеличить государственные расходы G, оставив на прежнем уровне величину налогов T; величина суммарных потоков при этом возрастает. В обоих случаях компенсация достигается за счет бюджетного дефицита
D = G - T.
Очевидна также экономическая нецелесообразность первого способа: домохозяйства увеличивают свои накопления, а им представляются налоговые льготы. Приведенный пример демонстрирует основную идею регулирования: изъяв у домохозяйств определенную сумму дохода, можно воздействовать затем на циркуляционный поток, добиваясь его равновесия. Очевидна также схема действий в случае, когда фирмы при постоянной величине накоплений домохозяйств S, по каким-либо причинам снизят величину инвестиций I. Суммарный отток (S+T) , одна часть которого идет в карман домохозяйства, а другая - в карман государства, можно рассматривать как совокупный поток сбережений. Суммарный приток (I+G), одна часть которого направляется фирмами, а другая государством, можно рассматривать как совокупный поток инвестиций. Поясним, почему величина мультипликатора остается той же самой. Раннее отмечалось, что она определяется углом наклона функции накопления домохозяйств S (их "предельной склонностью к накоплению") к горизонтали, которая изображала функцию инвестиций фирм I. Горизонталь - это независимость от величины национального дохода Y, что является вполне удовлетворительной идеализацией реальности: на фоне "векового тренда" национального дохода страны величина инвестиций за короткий период делового цикла от глобальной характеристики практически не зависит. Аналогичным образом на протяжении коротких периодов не зависят от величины национального дохода налоговые ставки и государственные инвестиции. Они могут быть разными, скажем в фазе рецессии и фазе подъема, но в эти короткие периоды, они суть горизонтали. Стало быть угол наклона не меняется и величина мультипликатора тоже. Имея в руках два таких рычага, как налоговая ставка и государственные расходы (инвестиции), правительство может ими пользоваться, сообразуясь с состоянием экономики и политической конъюнктурой. Увеличение налогового пресса всегда невыигрышно, особенно перед выборами. Увеличение государственных расходов (инвестиций) - это строительство школ, больниц, "укрепление обороны страны", - как правило, привлекательная мера. Цена этой привлекательности - бюджетный дефицит, инфляция, падение реальной заработной платы и т.д.
В этой главе были рассмотрены причины безработицы. Среди них, по мнению Дж. М. Кейнса, такие как снижение уровня инвестиций и повышение уровня накоплений. Также были приведены основные меры, через которые государство способно регулировать экономику: 1) через систему налогов; 2) частично через фиксирование нормы процента. Основными инструментами при этом будут являться налоговая ставка и государственные расходы (инвестиции).
Еще статьи по экономике
Теория экономического анализа
Принятие решения по инвестиционным проектам
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного
характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвести ...
Кооперативные уставы, их виды и содержание
Кооператив
- это самодеятельная организация работников - собственников, организующих его
деятельность в целях получения прибыли или реализации в своих интересах
различного род ...
Теоретические основы исследования планирования как функции управления
Актуальность
темы исследования. Планирование роль является важнейшими элементами управления
современной организацией. Планирование - это определение системы целей
функциониров ...