Экономический анализ товарооборачиваемости и факторов, на нее влияющих
Пт - доля прироста товарооборота за счет повышения производительности труда,%;
- ΔТ - темп прироста товарооборота,%;
- ΔЧ - темп прироста численности работников,%.
Доля прироста товарооборота за счет роста численности работников составит соответственно (100-Пт). Интегральный показатель эффективности использования труда исчисляется по формуле:
= √ (C * O * ПР)
- J - интегральный показатель эффективности использования труда;
С*О - средний оборот на одного работника, тыс. р.;
ПР - прибыль на одного работника.
фондоотдача (ФО), фондоемкость (ФЕ), фондорентабельность (ФР).
Расчет осуществляется по формулам:
ФО = Розничный товарооборот за год / Среднегодовая стоимость
основных фондов
ФЕ = Среднегодовая стоимость основных фондов / Розничный
товарооборот за год
ФР = Балансовая прибыль за год / Среднегодовая стоимость основных
фондов.
Таблица 2.2.6
Влияние товарных запасов и товарооборачиваемости на производительность труда работников торговли по Гродненскому облпотребсоюзу за 2005-2006 гг. (в сопоставимых ценах)
На увеличение товарооборачиваемости в 2004 году по сравнению с 2003 годом повлияли следующие факторы:
повышение эффективности использования торговой площади увеличило производительность труда на 3,9 млн. р. (21,51-17,6);
снижение численности торговых работников привело к снижению производительности труда на 2,21 млн р. (25,1-27,31).
В процессе осуществления факторного анализа важно исследовать влияние на производительность труда основных фондов, которые являются преобладающей частью материально-технической базы торговли.
Процесс формирования товарных запасов в розничной торговой сети заключается в организации, доведения товаров от производителей до розничной торговой сети в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
Процесс формирования можно подразделить на следующие основные этапы:
· организация закупки товаров;
· распределение по торговым предприятиям;
· организация завоза;
· приемка и хранение товаров.
Закупочная деятельность торговых организаций должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы торговые организации вели систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента торговых запасов продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.
Завоз товара в магазин в зависимости от порядка имеют две формы: транзитную и складскую.
Завоз товаров непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Выбор той или иной формы товародвижения требует учета конкретных условий и зависит от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности магазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.
При снабжении магазинов товарами применяют две формы доставки:
1. централизованная
2. децентрализованная (самовывоз)
Централизованная - доставка товаров силами поставщиков. Централизованную доставку применяют при транзитной и складской форме товародвижения.
Преимущества централизованной доставки:
· механизация погрузочно-разгрузочных работ;
· сокращение времени простоя автомашин;
· возможность оптимального построения маршрута;
· эффективно используется специализированный транспорт;
· широкое применение находит тара-оборудование.
В организации централизованной доставки принимают участие три стороны: торговые организации, поставщики и транспортные предприятия.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.
Еще статьи по экономике
Лидеры мирового бизнеса (на примере компании BMW)
Корпорация BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит
свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях,
разбросанных по всему ...
Затратный подход в оценке стоимости бизнеса
Актуальность
темы исследования. Продавая предприятие необходимо объективно оценить его
возможности увеличивать свою стоимость, быть рентабельным, т.е. приносить доход
собствен ...
Изучение коммерческой деятельности торгового предприятия ОАО Продсервис
Розничная
торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю через
магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.
Специфика
...