Конкуренция и партнерство как основные виды экономического взаимодействия
социальное взаимодействие конкуренция партнерство
Конкуренция и партнерство признаются основными видами экономического взаимодействия, вместе с тем имеется дефицит теоретических знаний об их субъективной стороне, выступающей психологической предпосылкой успешности, психологические аспекты этих отношений в рамках экономической деятельности практически не изучались.
Таким образом, целью работы является анализ теоретических подходов в исследовании партнерства и конкуренции, как типов социального взаимодействия. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
) сформировать концептуальный подход к исследованию социального взаимодействия к конкуренции и партнерству;
) проанализировать содержание понятий «конкуренция» и «партнерство» как основных видов социального взаимодействия.
Концептуальными основаниями сформированного подхода выступали взаимодействия в социально-экономических отношениях (М.В. Вальяно, А.Л. Журавлев, B.В. Масленников, А.Г. Шмелев, Попова Е.Б и др.).
Прежде всего, отметим, что предметом нашего исследования является партнерство и конкуренция как вид социального взаимодействия, т.е. взаимодействие между индивидами и группами как социальными субъектами. В социально-психологической литературе существуют разнообразные подходы к классификации видов социального взаимодействия (Е.Л. Доценко, А.Л. Журавлев, K. Tomas, И.Р. Сушков, А.Г. Шмелев и др.). Для характеристики видов взаимодействия в экономической и трудовой сферах авторы используют множество понятий: конкуренция, партнерство, сотрудничество, соперничество, противоборство, взаимосодействие и многие другие. Анализ работ показывает, что основными видами социального взаимодействия являются партнерство (понимаемое больше как сотрудничество) и конкуренция (понимаемая, прежде всего, как противоборство). В рамках, как партнерства-сотрудничества, так и конкуренции-противоборства, в соответствии с тем или иным подходом к построению модели, возможна более тонкая дифференциация видов взаимодействия, отражающая различные аспекты взаимоотношений его участников.
Теоретический анализ исследований социального взаимодействия свидетельствует о том, что партнерство понимается и рассматривается многими авторами исключительно как сотрудничество, то есть с точки зрения интеграции сторон, конкуренция же - как дифференциация или даже дезинтеграция участников. В свою очередь, общепринятой является точка зрения, согласно которой сотрудничество и конкуренция - полярные, противоположные по смыслу типы взаимодействия. Однако, анализ публикаций, посвященных исследованиям практики современного бизнеса, показывает, что соотношение феноменов партнерства и конкуренции имеет свою специфику и носит более сложный характер. Партнерство является важной составляющей деловой активности и во многом обуславливает успешность экономической деятельности предпринимателя. На практике компании одновременно могут в ряде проектов объединять свои усилия для достижения целей, в других проектах - быть конкурентами. В этом случае, взаимоотношения между компаниями и отдельными людьми невозможно охарактеризовать исключительно как конкуренцию или исключительно как сотрудничество. Поэтому социальное взаимодействие вряд ли может быть однозначно определено: сотрудничество - конкуренция.
За последние два десятилетия произошли радикальные социально-экономические изменения в стране. На смену плановому социалистическому хозяйствованию пришли рыночные отношения, характеризующиеся довольно жесткой конкуренцией во всех сферах экономической жизни. Несмотря на это, в настоящий момент в сфере бизнеса уже сформировался принцип взаимной выгоды и сотрудничества, реализующийся в партнерстве, которое позволяет внести элементы интеграции во взаимодействие независимых, самостоятельных экономических субъектов, зачастую конкурирующих между собой.
Теоретической основой работы выступает концепция взаимодействия основных субъектов социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Еще статьи по экономике
Механизмы и способы управления доходами предприятия
В
рыночной экономике действует такая форма организации хозяйственной
деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно,
на основании экономических м ...
Лидеры мирового бизнеса (на примере компании BMW)
Корпорация BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит
свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях,
разбросанных по всему ...
Инвестиционная политика Республики Казахстан
Из послания следует, что Н.А.Назарбаев ставит целью привлечение инвестиций в Казахстан:
"Одними из основных вопросов в ходе моих международных поездок были вопросы инвестиций в Казахст ...