Направления повышения конкурентоспособности российских регионов
На развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его доли в экономике регионов влияют условия спроса в регионе, специфика отраслевой структуры экономики региона и региональный бизнес-климат. Последний в большей степени может определяться политикой региональных властей, а его качество - служить одной из оценок эффективности работы региональной администрации.
Основными слабыми сторонами предпринимательского климата в российских регионах признаны нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию при низкой доступности новых энергетических мощностей.
Региональная экономика может обеспечивать рост благосостояния растущего населения региона только создавая принципиально новые отрасли и сектора экономики и модернизируя традиционные. Только в этом случае оказывается возможным более интенсивное использование ограниченного пространственного ресурса региона, создание дополнительных рабочих мест и рост валового регионального продукта. В свою очередь создание новых отраслей и модернизация традиционных невозможны без инвестиций. Нарастающая глобализация мировой экономики проявляется в том числе и в увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов. Создание сети международного производства на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ) открыло возможности для быстрого размещения мощностей по выпуску стандартизованной продукции в различных регионах мира. В России до сих пор нет государственной системы привлечения ПИИ в лице единого федерального органа с отделениями в субъектах Федерации и с представительствами в посольствах или торгпредствах РФ в странах потенциальных инвесторов. В регионах ощущается отсутствие специалистов по привлечению ПИИ, которые были бы способны координировать подготовку и квалифицированный отбор инвестиционных проектов на уровне региона, продвигать проекты среди потенциальных иностранных инвесторов, а также разрабатывать схемы финансирования проектов. У большинства предпринимателей, прежде всего малых и средних, отсутствуют навыки подготовки и работы (поиск партнеров и инвесторов) с инвестиционными проектами.
Устойчивость российской экономики в настоящее время во многом определяется проводимой государством политикой в области регионального развития. В условиях дефицита государственного бюджета и ограниченных возможностей регионов по привлечению внутреннего и внешнего долгового финансирования использование долгосрочных инвестиционных инструментов национальных институтов развития для реализации крупных региональных инвестиционных проектов становится важнейшей задачей инвестиционной политики государства на региональном уровне.
Выдержки из резолюции Конференции по поводу повышения конкурентоспособности предприятий в регионе и по вопросам роли региональных администраций в создании конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата представлены в приложении 5.
В целом сделаем следующие выводы. Анализ проблемы повышения региональной конкурентоспособности показывает, что одним из главных направлений её решения является переход на стратегическое управление. Стратегическое управление региональной конкурентоспособностью - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного конкурентного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения региона. Сущность стратегического управления регионом состоит в формировании и реализации стратегии его развития на инновационной основе, непрерывного мониторинга и оценки происходящих изменений во внешней среде и его деятельности с целью поддержания способности не только к выживанию в условиях нестабильности в настоящее время финансово-экономического кризиса, но и эффективному функционированию и дальнейшему развитию.
Конкурентоспособность Волгоградской области
Еще статьи по экономике
Товарооборачиваемость анализ и пути ускорения с целью увеличения прибыли и рентабельности Гродненского облпотребсоюза
Изучение товарных запасов и товарооборачиваемости относится к числу
важных задач экономики торговли. Значение статистического учета и анализа
товарных запасов определяется их р ...
Ценообразование на продукты и услуги (практика ОАО РЖД)
Цена
- важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на
решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны,
что приобрело особен ...
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики
макроэкономический совокупный спрос мультипликатор
Макроэконо́мика (от греч.
μακρός - длинный, большой, οκος
- дом и ν ...