Анализ финансовых результатов коммерческого предприятия
Финансовый анализ, понимаемый как анализ в системе финансового менеджмента, основывается на общедоступной информации финансового характера и входит в систему аналитических процедур оценки деятельности предприятия в терминах стоимостных оценок и эффективности.
Следует отметить, что анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую, во-первых, дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной деятельности и, во-вторых, систематизировать возможные варианты действий. С позиции характеристики предприятия для внешних пользователей, а также его топ-менеджеров и функциональных руководителей наибольший интерес представляет именно этот вид анализа. Отметим также, что анализ финансовых результатов деятельности предприятия является структурным элементом этого вида анализа.
При рассмотрении финансового анализа результатов деятельности коммерческого предприятия, управленческие решения могут иметь отношение к обоснованию следующих основных направлений деятельности:
. инвестиционная деятельность (куда вложить денежные средства, не стоит ли изменить структуру активов, и так далее);
2. поиск и оптимизация источников финансирования (оптимальна ли структура источников, и др.);
. текущая деятельность (каково положение с ликвидностью и платежеспособностью, обеспечивают ли оборотные средства ритмичность производственного процесса, оптимальна ли политика предприятия в отношении дебиторов и кредиторов, и так далее);
. оценка положения на рынке капитала, товаров и услуг (какую нишу стабильно занимает предприятие на рынке данной продукции, каковы тенденции в динамике этого показателя);
. целесообразность установления или продолжения бизнес-контрактов с данным предприятием (каково финансовое положение фактического и потенциального контрагента в динамике, надежен ли этот контрагент в плане исполнения своих обязательств и др.).
Исходя из приведенных основных направлений деятельности коммерческого предприятия, отметим, что финансовый анализ - это совокупность аналитических процедур, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации ее деятельности или участия в ней.
К основным особенностям финансового анализа можно отнести:
• обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения предприятия;
• приоритетность оценок: (платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности);
• базирование на общедоступной информации;
• информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера;
• доступность к результатам анализа любых пользователей;
• возможность унификации состава и содержания счетно-аналитических процедур;
• определенное превосходство (доминанта) денежного измерителя в системе критериев;
• высокий уровень достоверности и верифицируемости итогов проеденного анализа (в пределах достоверности данных публикуемой отчетности).
Задание 4.1 По данным продовольственного магазина (табл.4.1) определить плановую и фактическую сумму валового дохода по товарным группам и по магазину в целом в текущем году, вычислить отклонения от плана, средний процент валового дохода по плану и фактически. Определить степень влияния на сумму валового дохода перевыполнения плана товарооборота и изменения среднего процента торговых наценок.
Таблица 4.1
Товарные группы |
Товарооборот, тыс. руб. |
Торговые наценки, % |
Валовой доход тыс. руб. | ||||||
План |
Ожидаемое выполнение |
Отклонение (±) |
План |
Ожидаемое выполнение |
Отклонение (±) | ||||
% |
% | ||||||||
1. шоколад и шоколадные батончики |
3385,8 |
19,0 |
3578,568 |
19,6 |
192,768 |
17,95 |
607,75 |
642,35 |
34,6 |
2. соки и безалкогольные напитки |
1995,84 |
11,2 |
2044,896 |
11,2 |
49,056 |
19,2 |
383,2 |
392,62 |
9,42 |
3. крекеры и печенья |
2940,3 |
16,5 |
2921,28 |
16,0 |
-19,02 |
17,3 |
508,67 |
505,38 |
-3,29 |
4. жевательные резинки и конфеты |
2530,44 |
14,2 |
2556,12 |
14,0 |
25,68 |
20,8 |
526,33 |
531,67 |
5,34 |
5. консервы рыбные и мясные |
1176,12 |
6,6 |
1241,544 |
6,8 |
65,424 |
22,7 |
266,98 |
281,863 |
14,85 |
6. чай, кофе |
1063,8 |
9,0 |
1624,962 |
8,9 |
21,162 |
19,85 |
318,35 |
322,55 |
4,2 |
7. Прочие товары |
4187,7 |
23,5 |
4290,63 |
23,5 |
102,93 |
16,2 |
678,41 |
695,08 |
16,67 |
Итого: |
17820 |
100 |
18258 |
100 |
438 |
3289,69 |
3902,86 |
613,17 |
Еще статьи по экономике
Кооперирование производства
Кооперирование
производства - форма производственных связей между специализированными
предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование
производст ...
Контрактация и квазирынки, общественные расходы и государственные предприятия
Современный
мир - это мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в нем
производят и реализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В
то же время ...
Международный гостиничный бизнес на современном этапе
Одной
из современных тенденций развития мирового хозяйства является формирование
новых отраслевых комплексов. Мировая экономика постепенно превращается в
невидимую, неосязаему ...