Современные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Под методом калькулирования понимают научно-обоснованную совокупность процедур, применяемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы и в целом продукции предприятия, а также его подразделений и процессов.
Выбор метода калькулирования зависит от различных условий ведения производственной деятельности: типа производства (крупносерийное, серийное, единичное); технологической сложности производства (наличие переделов, разнообразие технологических процессов); наличие незавершенного производства на дату составления отчетности; номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; степени разработанности нормативной информации для целей планирования и учета.
Можно выделить два основных метода калькулирования: позаказный - метод последовательного суммирования прямых и распределяемых затрат по видам продукции; попередельный - метод распределения совокупности расходов по калькулируемым объектам, основанный на группировке затрат по процессам производства.
Все остальные методы, сгруппированные по отношению к объекту калькулирования, представляют собой либо смешанную форму, либо модификацию одного из основных методов: попроцессный (простой), попроцессно-позаказный, поиздельный, обезличенный (котловой) метод и др. [35, с.86]
В зависимости от объёма затрат и их видов различают методы учета затрат: традиционный, стандарт-костс, директ-костинг, директ-стандарт.
В основе традиционного метода лежит правило И.Ф.Шера: «Все что потрачено предприятием, суть его расходы».
Традиционный метод с капитализацией всех расходов выгоден в тех случаях, когда администрация считает важным увеличить свою прибыль. Ведь чем больше капитализация, тем больше незавершенное производство и, следовательно, выше рентабельность. При этом все потери, явные и скрытые, согласно правилу Шера показываются в балансе как полноценный актив.
Идея стандарт-кост приводит к двум положениям: все понесенные расходы должны быть соотнесены в учете со стандартами (нормативами); увеличение и уменьшение при сравнении действительных расходов со стандартными должно быть распределено по причинам.
Директ-костинг связывают с работой экономиста Д.М.Кларка. Он считал, что для администраторов каждая статья затрат имеет различную целевую установку, и это главное, а распределение затрат для принятия цправленческих решений значения не имеет. Для директ-костинга характерным является строгое отделение прямых затрат от косвенных, которые совершенно различны и в схемах корреспонденции счетов никогда не должны смешиваться.
Директ-костинг позволяет принимать заказы по цене ниже себестоимости и при этом не приводит предприятие к убыткам. Это связано с тем, что постоянные расходы у предприятия есть всегда, и если расширяется выпуск продукции, а у предприятия есть свободные производственные мощности, то администрация может часть заказов выполнять по цене ниже себестоимости и тем самым снижать удельный вес постоянных расходов. Директ-стандарт - это компромисс двух основных направлений в калькулировании себестоимости продукции. [18, с.332]
Организационно-экономическая характеристика МУП МТС «Луч» Серышевского района
Еще статьи по экономике
Методы и расчет заработной платы на предприятии ООО Парк Дракино
Учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей
системе финансового учета в организации. Главной особенностью при начислении
заработной платы, является ...
Формы реальных инвестиций и процесс управления ими
Реальное инвестирование для большинства предприятий в современных условиях составляет основу инвестиционной деятельности. Осуществление реальных инвестиций характеризуется рядом особенностей ...
Инфляция и её социально-экономические последствия
Инфляция - переполнение каналов обращения
избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом
товарной массы.
Практически во всех странах мира уровень ин ...