Разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Рассмотрим структуру дебиторской задолженности.
Таким образом, у предприятия в общей сумме дебиторской задолженности есть просроченные долги, причем их удельный вес составляет 75%. Сумма данной задолженности не очень большая, однако, наличие такой просрочки отрицательно влияет на деловую активность предприятия. ОАО «ГОЗСА» необходимо не допустить увеличения долга, а также числа подобных дебиторов.
К мероприятиям по работе с дебиторской задолженностью относятся:
) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика;
) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей;
) своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым в первую очередь относятся:
11 Просроченная задолженность поставщикам свыше 6 мес.
12 Просроченная задолженность покупателей свыше 3 мес.
Задолженность свыше 1 месяца.
Из проведенного анализа дебиторской задолженности следует, что предприятие осуществляет реализацию практически без предоставления кредита. При таких условиях объём реализации значительно ниже, чем мог бы быть в случае применения более лояльной кредитной политики. Вследствие этого, предприятие теряет потенциальную прибыль.
Для определения потенциальных покупателей, кто мог бы воспользоваться кредитом, необходимо распределять покупателей по группам риска, используя метод оценки кредитной истории.
Он основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. В качестве выбранных критериев можно предложить:
период работы с покупателем;
период существования самого предприятия;
объем накопленной дебиторской задолженности свыше одного квартала - для этого необходимо построить реестр старения счетов дебиторов;
среднемесячный объем продаж, приходящийся на данного покупателя, за последние полгода.
Деление покупателей на группы позволяет более правильно подойти к каждому клиенту и тем самым максимизировать объём реализуемой продукции.
На основе полученных групп, можно разработать следующую кредитную политику:
Группа А (клиенты, которые приобретают большую часть продукции). Для группы предлагается установление и стимулирование постоянных партнёрских взаимоотношений, предполагается изменить существующие условия продажи, методом введения скидок в зависимости от объёма покупаемой продукции и возможность оплатить продукцию в течение 7 дней. Так как эта группа приобретает наибольший объём, при этом оплачивает не сразу и создаёт наибольшую задолженность перед предприятием, не представляется эффективным предоставлять ей более лояльные условия кредитования. Метод, который целесообразно применить для этой группы - это предложить предприятиям-должникам 10% скидку за сокращение сроков расчетов с 30 до 7 дней.
К клиентам ОАО «ГОЗСА», которые приобретают наибольшие объемы продукции относятся ЗАО «Петелинская птицефабрика» и ООО «Руби Роз Агрикол», сумма дебиторской задолженности по данным контрагентам на 2011 год составляет 5427,63 тыс. рублей. Рассчитаем потери, которые понесет ОАО «ГОЗСА» от предоставления скидки в случае реализации предложенной в отношении группы А политики.
С = 5427,63 10% / 100% = 542,76 тыс.руб.
Эту сумму предприятие заплатит за согласие дебиторов на досрочное погашение долгов. Таким образом, денежные средства ОАО «ГОЗСА» увеличатся на 5427,63-542,76=4884,87 тыс.руб., а общая сумма дебиторской задолженности сократится на 57,7%(с 11572 до 6687,13 тыс. руб.).
Действия в отношении группы В и группы С будут определяться в зависимости от их возможности платить и приобретать больший объём продукции. Клиенты в данных группах приобретают сравнительно небольшой объём продукции и при этом имеют перед предприятием относительно небольшую задолженность, вероятно, не имея возможности приобретать больший объём в виду отсутствия финансов либо необходимости. Таким образом, условия продажи для данной группы остаются неизменными.
Исходя из сделанных рекомендаций относительно усовершенствования кредитной политики на предприятии следует, что новая политика предполагает более лояльный подход к срокам предоставления кредитов и обновленной системе скидок в зависимости от категорий, к которым относятся покупатели, но достаточно жесткое отношение к должникам. Итогом применения новой политики должно стать увеличение объёма реализации, привлечение новых покупателей, а также сведение к минимуму просроченной дебиторской задолженности.
Еще статьи по экономике
Статистическое исследование рынка труда
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно ос ...
Имущество предприятия общественного питания
В современных экономических условиях деятельность
каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга
участников рыночных отношений, заинтересованных в ...
Инвестиции и инвестиционная деятельность
Среди функциональных стратегий предприятия присутствует инвестиционная политика. Инвестиционная политика определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расшир ...