Перспективы и пути совершенствования российской экономики. особенности применении теории в постсоциалистических странах
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что социальная трансформация рыночной экономики имеет разную степень. Однако при различных подходах к решению социальных проблем, экономика этих стран остается рыночной, поскольку действует механизм конкуренции на основе свободного ценообразования и стремления фирм и предприятий к получению прибыли. В экономической литературе обоснованно подчеркивается, что различия в решении социальных вопросов рыночной экономики объясняют существование ее национальной модели - шведской, германской, японской, американской и так далее.
Совершенно обоснованно экономисты указывают, говоря о социальной направленности экономики, что главный вопрос состоит в том, на какие элементы социальной структуры нацелена та или иная экономика, укреплению каких групп (классов, слоев) населения она содействует, и развитие каких элементов общества затрудняет.
Общепризнанным является ориентация экономики на поддержку, прежде всего, средних слоев, на основную часть российского общества.
В экономической литературе указывается, что сегодня в России примерно до 5 % очень богатых людей по международным стандартам и более 33% населения являются очень бедными (их материальная обеспеченность ниже прожиточного минимума, который не обеспечивает простого воспроизводства), а остальная часть составляет просто бедный люд, который проживает значительно хуже того, что они имели до 1992 года (ниже бюджета минимума материальной обеспеченности). Каждая из крайних групп населения живет в разных социальных мирах, со своими различными проблемами и взглядами на жизнь. Это является одной из причин того, что модель российского общества несбалансированна и неустойчива. А главной причиной такого положения является вызывающе великий разрыв в положении его верхних и нижних слоев населения.
Для продвижения в деле создания социальной рыночной экономики целесообразно использовать опыт различных зарубежных стран и выбирать из этого опыта то, что возможно использовать в России.
Известно, что результат проведения в послевоенной Германии экономической и социальной политики министром экономики Людвигом Эрхардом вошёл историю как экономическое чудо. Так что же может заимствовать Россия у Германии?
Во-первых, опыт постоянного, но постепенного и медленного реформирования. Ничто нас так не отбрасывает назад, как попытки начать сначала и разрушить до основания. В начале 1990-х годов мы недолго колебались между «шведским социализмом» и либерализацией. Несмотря на отсутствие, и традиций, и институциональных условий для либерализации, мы выбрали ее, отчасти из исторической любви к шоковой терапии - революции. В результате социальная политика была не только слабым местом реформ, она тянула назад экономику, а о потерях населения и говорить нечего. По Конституции РФ - социальное государство, но в 2000 году было объявлено о необходимости построения субсидиарного социального государства. Причем никаких внятных комментариев о том, как понимается субсидиарность, сделано не было. Единственным результатом этого нового лозунга было принятие Социального учения, наконец, и Православной церковью. Тем не менее, это был некий крен в сторону Европы, институциональных моделей социальной политики, более близких России, нежели американский либерализм.
Во-вторых, уважение к трудовому вкладу и отложенной собственности наемных работников в системах социального страхования, особенно пенсионного. Формирование системы обязательного социального страхования в РФ было прервано реформой налоговой системы. Вместо социальных отчислений, которые аккумулировались в государственных, но внебюджетных фондах и были относительно независимы от правительства, государство ввело Единый социальный налог, который собирают налоговые органы, а собранные деньги распределяют в социальные фонды. Это грубейшее нарушение прав работающих на отложенную часть их заработной платы прошло почти незамеченным. Нарушение - потому что экономическая природа налогов и страховых отчислений разная. Тем самым, государство реально урезало потенциальные доходы населения в старости. Параллельно была затеяна Пенсионная реформа, резко снижавшая роль государства в обеспечении граждан трудовой пенсией. Сегодня в нее уже внесены поправки, связанные с включением все меньшего круга работающих и все более поздних годов рождения. Это связано с уменьшением размера Единого социального налога, которого добились предприниматели. Государство считало, что меньший налог будет платиться аккуратнее, но, видимо, этого не произошло, поскольку уже сообщается о гигантских суммах, которых недостает ПФ для выплаты текущих пенсий.
Еще статьи по экономике
Международный гостиничный бизнес на современном этапе
Одной
из современных тенденций развития мирового хозяйства является формирование
новых отраслевых комплексов. Мировая экономика постепенно превращается в
невидимую, неосязаему ...
Статистика основных производственных фондов
Настоящее методико-учебное пособие содержит задачи курса "Статистика. Часть 2" с целью сориентировать студентов на подготовку по темам: "Статистика основных производственных ф ...
Стратегия развития Республики Дагестан
Актуальность темы исследования.
Современные российские экономические преобразования проходят сложные
трансформационные изменения, целью которых является построение
конкурен ...