Общественные расходы и государственные организации
Современная рыночная экономика - это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. В
XX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.
Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач.
Государство в рыночной экономике является производителем общественных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.
Обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и законности. При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и частная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финансирования производства общественного блага. Если для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит налоги.
Кроме проблемы финансирования встает вопрос об определении оптимального объема общественных благ. Для определения объема производства общественного блага требуются коллективные действия. Они необходимы для выявления общественных предпочтений и для решения проблемы безбилетника. (4)
С ростом объема и разнообразия общественных благ, повышением требований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправлению и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и инициативе личности, институциональная организация общественной экономики стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные организационные формы их взаимодействия.
Так, некоторые виды общественных благ обладают свойствами, чертами частных благ и могут быть платными, а также быть предоставлены частным образом.
Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, дающая возможность отделить функцию потребления от функции оплаты и организовать коллективное потребление независимо от организации производства общественных услуг. (3)
На практике государственное финансирование и производство в общественном секторе выступают в различных сочетаниях, как видно из табл. 1, в которой приведены некоторые примеры. (5, с. 283-284)
Представленные в таблице варианты не являются единственно возможными. Так, железнодорожный транспорт в России и многих других странах эксплуатируется государством, но имеются примеры частных корпораций, работающих в этой отрасли. Строительство новых зданий для государственных нужд ведется в настоящее время в основном по контрактам с частными фирмами, но строительные работы осуществляют также и государственные организации, например воинские части.
Таблица 1
Государственное финансирование и производство в общественном секторе
Финансирование | |||
Частное |
Государственное | ||
Производитель |
Частный |
Продукты питания (за исключением закупаемых для военнослужащих, пациентов) |
Канцелярские принадлежности, используемые в государственных учреждениях |
Государственный |
Коммунальные услуги |
Услуги по обеспечению обороны и общественного порядка |
Частное и общественное финансирование нередко сочетаются. Это относится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как наличие субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как государственным (муниципальным), так и частным предприятием. В роли специфической формы участия государства в финансовом обеспечении производства некоторых благ выступают также налоговые льготы. Подобно субсидиям льготы обычно увязываются с конкретными, социально приоритетными вариантами размещения ресурсов. Если организация выбирает именно такой вариант, государство, предоставляя льготу, отказывается в пользу этой организации от средств, которые при иных решениях подлежали бы зачислению в бюджет.
Еще статьи по экономике
Теория экономического анализа
Принятие решения по инвестиционным проектам
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного
характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвести ...
Кооперирование производства
Кооперирование
производства - форма производственных связей между специализированными
предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование
производст ...
Место и роль государства в регулировании рыночной экономики
Регулирование
экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах
мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная
рыночная эк ...