Цели и задачи национальной экономики Республики Беларусь
Поскольку в условиях традиционной плановой экономики было невозможно эффективное распределение ресурсов, максимизация прибылей всего общества и формирование механизма, благоприятствующего мобилизации активности народных масс, у всего народного хозяйства отсутствовали жизненные силы и даже наметился спад. Таким образом, только избрав путь рыночной экономики, можно было обеспечить стабильное развитие народного хозяйства. Это исторический вывод, который можно сделать из опыта реформ во всех социалистических странах и из практики социально-экономического развития различных стран мира. Поэтому правительство Республики Беларусь с самого начала осознало преимущества рыночной экономики и на основе анализа реального положения развития республики избрало рыночную экономику в качестве цели экономических реформ и модели развития.
В то же время были утверждены первоочередные задачи при достижении данной цели [4, 139 стр]:
. реструктуризация народного хозяйства;
. поиск законных оснований и форм рыночной экономики;
. создание условий и механизмов для органического сочетания различных форм собственности;
. введение активной политики социального благосостояния;
. коренное изменение политики вмешательства государства в экономику.
В то же время были выдвинуты основные задачи макроэкономической политики государства на начальном этапе данной реформы, а именно сохранение и возрождение пострадавших экономических связей, мобилизация активности предприятий, совершенствование налоговой и кредитной системы. Однако вышеперечисленные задачи правительства в процессе осуществления чрезмерно сильно менялись, выполнялись не полностью, а некоторые вовсе не были выполнены. Однако целью реформы неизменно оставалась рыночная экономика, правительств непрерывно стремилось осуществить ее путем конкретных реформ в различных областях. Например, в 1996-2000 годах в плане реформ и социально-экономического развития Беларуси это было еще раз подчеркнуто.
) В ходе белорусских экономических реформ был осуществлен переход от радикальной к постепенной форме [4, 141 стр].
С точки зрения фактической истории реформ в различных странах мира, утверждение методов и стратегий реформ определяется целями и характером реформ. После распада СССР в России были отменены реформы "конституционного характера", введен радикальный метод реформ, всесторонние реформы, включающие приватизацию экономики, политический плюрализм и либерализацию идеологии насильно подталкивались сверху вниз, так был быстро разрушен существующий социалистический строй. Эти реформы, в особенности крупномасштабная всесторонняя приватизация, проводившаяся в России, на начальном этапе оказали значительное влияние на реформы в Беларуси. В Беларуси на начальном этапе реформ также выдвигался проект широкой приватизации, были также попытки провести его в жизнь. Но из-за множества реальных ограничений, радикальный ход реформ очень скоро был изменен. Перед лицом важной проблемы реформ белорусское правительство избрало новый курс, объективно проанализировало структуру производства в стране, уровень развития экономики, состав населения, особенности национального менталитета народа, осуществило переход к постепенной форме проведения реформ, не проводило масштабной приватизации, избежало социальных волнений и углубления экономического кризиса. В области сельского хозяйства были сохранены колхозы и совхозы, волна преобразования в компании не захватила всю страну. В период реформ государство проводило активное вмешательство во все сферы экономической жизни. Удалось также избежать такого резкого снижения уровня жизни народа, как в России. Обеспечив социальную стабильность, правительство Беларуси начало активно распространять стратегию перехода на рыночные рельсы, в некоторых отраслях экономики провело приватизацию, утвердило цели и конфетные политические установки по проведению различных этапов реформ. Например, в конце первого этапа были выдвинуты следующие задачи: 1) создание условий для введения политики разгосударствления и приватизации; 2) стабилизация финансовой системы; 3) снижение темпов инфляции и т. д. На втором этапе реформы решались следующие проблемы: 1) перенос центра тяжести реформ на пересмотр структуры производства; 2) прекращение хода "малой" приватизации и начало "крупной" приватизации, а также формирование на данной основе рациональной структуры производства, подобной имеющимся в развитых странах; 3) слияние с международной экономикой; 4) сохранение равновесия между доходами и расходами и т. д. значительные изменения методов данной реформы обеспечили постепенное продвижение других реформ в условиях социальной стабильности. Разумеется, с точки зрения экономических результатов реформ, скорость и масштабы реформ были недостаточно велики.
Еще статьи по экономике
Инвестиции как экономический фактор
Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях о ...
Характеристика предприятия ООО Электротех
трейдер российский программный комплекс
Одним
из наиболее важных этапов подготовки специалистов инженерных специальностей
является прохождение ими практики в сторонних организац ...
Увеличение существующей мощности предприятия ЗАО Волжский дизель имени Маминых
проект предприятие товар рынок сбыт
Настоящий
бизнес-план посвящен обоснованию эффективности инвестиционного проекта,
направленного на увеличение существующей мощности предприят ...