Эластичность спроса
Эластичность - это степень чувствительности одной переменной, к изменению другой, показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%. Первой переменной может быть спрос либо предложение, второй переменной является чаще всего цена товара или услуги, реже - доход потенциального потребителя. В качестве примера можно привести эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность, которая показывает изменение в процентном соотношении величины спроса при изменении цены товара или услуги на 1%.
Обозначим цену P, величину спроса - Q. Тогда показатель ценовой эластичности спроса будет вычисляться по следующей формуле:
, (1.1)
где - процентное изменение величины спроса, а - процентное изменение цены. «P» в индексе означает то, что мы рассматривает эластичность по цене.
Тем же способом мы можем определить эластичность спроса по доходам и по ряду других экономических факторов.
Показатель эластичности спроса по цене является отрицательным. Действительно, при увеличении цены на определенный товар или услугу, спрос на нее снижается. Но для оценки эластичности мы используем абсолютную величину эластичности, убирая знак «минус».
В качестве примера можно взять следующую ситуацию. Увеличение стоимости мороженого на 20% вызвало снижение спроса на 10%. Таким образом, ценовая эластичность спроса на мороженое будет равна
, .
Существует спрос эластичный, неэластичный и единичный. Спрос будет эластичным, если показатель эластичности больше единицы. Чем больше данный показатель - тем выше эластичность. Такие товары не играют особой роли для потребителя. Такие товары либо имеют замену, либо они не играют особой роли в жизни людей. Если величина спроса будет равна единице, то спрос будет называться единичным. Если товар имеет единичную эластичность, то изменение цены товара вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса. Когда показатель эластичности ниже единицы, спрос называется неэластичным. В таком случае объем спроса меняется на процент, меньший, чем цена. Такими товарами являются товары повседневного спроса, они не имеют замены.
Также спрос бывает совершенно неэластичным и совершенно эластичным. При совершенно неэластичном спросе показатель эластичности равен нулю. Это означает, что объем спроса не меняется при изменении цены на данный товар. Такими товарами являются товары первой необходимости. Совершенно эластичный спрос имеет показатель, равный бесконечности. Возникает такая ситуация, когда при снижении цены спрос увеличивается на неограниченную величину, а при любом повышении цены покупатели полностью отказываются от приобретения данного товара.
Для более наглядного представления эластичности можно рассмотреть графики, на которых изображены различные виды эластичности спроса.
На графике 1.1 изображены два варианта графиков спроса. На рис.1.1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33). Следовательно, спрос будет эластичным, так как 6>1. Выручка от реализации продукции увеличится в 2 раза с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30). Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 показывают заметное увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
На рис. 1.1, б графически показан пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). При такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов [10, с. 89].
Еще статьи по экономике
Макроэкономические аспекты эволюционной экономики
Эволюционная экономика - новое направление в экономической науке,
идейно родственное эволюционной биологии и вместе с тем противостоящее
традиционной экономической теории, опи ...
Затратный подход в оценке стоимости бизнеса
Актуальность
темы исследования. Продавая предприятие необходимо объективно оценить его
возможности увеличивать свою стоимость, быть рентабельным, т.е. приносить доход
собствен ...
Управление формированием и использованием активов предприятия
актив ликвидность движение оборотный
Определение и детальное рассмотрение категории активы
в экономической науке является одной из ключевых проблем. Острота ее изучения
подчерки ...