Виды и формы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства
Выделяют два направления государственной финансовой поддержки малого предпринимательства:
) создание институциональной среды, необходимой для функционирования бизнеса, в том числе и малого;
) содействие и помощь отдельным мелким и средним предприятиям в целях их лучшей адаптации к условиям хозяйствования в той или иной стране.
Антимонопольное законодательство. Создание и поддержание конкурентной среды - одна из задач, которая стоит перед правительствами разных стран. И здесь большую роль играет антимонопольное законодательство.
Первоначально антитрестовское законодательство возникло из противоречия между крупным и малым бизнесом и государство выступило на стороне слабых. В дальнейшем, хотя антитрестовские законы и сдерживали монополизацию, но способствовали появлению новых форм концентрации и монополизации (горизонтальные слияния сменились вертикальными, появились диверсификация и конгломератные слияния).
В современный период эффективность производства во многом зависит от экономии на масштабе и оптимальных размеров предприятия в отрасли, поэтому антимонопольное законодательство использует математические модели, экономические критерии эффективности, оптимальную размерную структуру и социальные приоритеты. А само антимонопольное законодательство направлено не столько на борьбу с монополиями, сколько на защиту конкурентной среды, защиту мелких и средних предпринимателей от крупного бизнеса и гарантирование свободы для каждого предпринимателя.
Финансы, кредит, гарантии для малого бизнеса. Как уже отмечалось, существование малого бизнеса невозможно без поддержки государства. И такая поддержка осуществляется как в странах развитой рыночной системы, так и в странах переходной экономики. Но методы регулирования для стран с различным уровнем экономического развития различны.
В странах с развитой экономикой в настоящее время происходит сокращение прямых методов регулирования и поддержки малого бизнеса в пользу косвенных методов. Непосредственная финансовая помощь в форме кредитов или государственных гарантий по кредитам предоставляется уже не всем и каждому предпринимателю, а выборочно - на расширение и модернизацию эффективно работающих фирм, экспортным предприятиям, инновационному малому бизнесу, для создания предприятий в депрессивных районах, для фирм, работающих по государственным заказам.
Перед государствами развивающихся стран и стран с переходной экономикой стоят более сложные задачи. Прежде всего это создание благоприятной среды для развития бизнеса вообще и малого бизнеса в частности, стимулирование массового создания малых предприятий, которые будут способствовать формированию конкурентной среды. В этот период наиболее характерными являются прямые формы поддержки малого бизнеса посредством налоговых льгот и финансирования.
Финансирование малых предприятий всегда было проблемой для малого бизнеса, поскольку своих средств почти не было, а кредиты были малодоступны. Именно поэтому малый бизнес нуждается в финансовой помощи правительства. В США эту роль взяла на себя Администрация по делам малого бизнеса, которая предоставляла малым предприятиям займы на льготных условиях, если эти предприятия не могли получить их в другом месте, а также выдавало гарантии для получения займов в частных коммерческих банках. Но вскоре выяснилось, что большинство предпринимателей склонны к оппортунистическому поведению, которое проявлялось в невозвращении кредитов государству. В свое время Р. Рейган хотел даже ликвидировать Администрацию по делам малого бизнеса, но это предложение было отвергнуто [14, c. 154].
В 1980-90-е годы государственные кредиты и гарантии по ним выдавались выборочно только тем предприятиям, которые стремились выжить в трудных условиях. В основном это кредиты:
• на строительство новых предприятий;
• на расширение и модернизацию эффективных фирм;
• на выполнение федеральных заказов;
• экспортным предприятиям;
• фирмам в депрессивных районах;
• малым инновационным предприятиям.
Главный девиз промышленно развитых стран в отношении помощи малому бизнесу - надо помогать тем, кто сам себе стремится помочь. Это значит оказывать помощь мелким и средним предпринимателям не для того, чтобы они оставались на плаву, а для их успешного функционирования. Например, во многих развитых странах малый бизнес сыграл исключительно важную роль для экономического возрождения депрессивных районов. Именно поэтому региональная политика государства выходит на передний план, причем финансовые вливания государства направлены не на поддержку слабого и малоэффективного местного производителя, а на создание настоящей конкурентной среды, усиление экономического потенциала региона, а вместе с ним и малого бизнеса как наиболее гибкого элемента экономики.
Участие малого бизнеса в государственной контрактной системе. Как предприниматель и заказчик государство является одной из сторон контрактной системы - формы договорных отношений государства и частного бизнеса. Выполнение государственных заказов имеет целый ряд преимуществ, к тому же работа на известный рынок позволяет не думать о конкурентах, работать стабильно, с равномерной загрузкой оборудования и полным использованием рабочей силы. А если учесть еще стабильные и высокие цены на произведенную продукцию, то будет ясно стремление фирм разных размеров работать по государственным заказам.
Еще статьи по экономике
Управление оборотными активами предприятия (на примере ЗАО Красноярский ДОК)
На современном этапе развития экономики, совершенствование механизма
управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов
повышения экономической эфф ...
Инвестиции как экономический фактор
Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях о ...
Инвестиции и инвестиционная деятельность
Среди функциональных стратегий предприятия присутствует инвестиционная политика. Инвестиционная политика определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расшир ...