Анализ государственной поддержки малого бизнеса в АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2007 - 2010 г.г
Анализ следует начать с того, что экономические реформы и трансформация государственного управления выявили несоответствие структуры экономики Алтайского края его потенциальным возможностям автономного развития и самофинансирования. В переходный период край столкнулся с такими проблемами, как слабая бюджетная обеспеченность, низкий уровень внешних и внутренних инвестиций, резкое падение производства на большинстве крупных градообразующих предприятиях, высокий износ жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, значительная доля бедного населения и низкий платежеспособный спрос населения в целом.
Субъекты малого предпринимательства приняли активное участие в адаптации экономики края к условиям рыночной среды через создание дополнительных рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, насыщение рынка товарами и услугами, а также пополнение бюджетов всех уровней. Малый бизнес доказал свою эффективность и значимость для региона.
Для определения роли малого бизнеса в Алтайском крае в современных условиях были проанализированы статистические данные сборников Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.
Данные, представленные на рисунке 1, показывают, что наибольший показатель соответствует 2009 г. - более 27 тыс. малых предприятий. До 1994 г. их количество росло, затем наметилась тенденция к снижению, сказался и кризис 1998 г. В 2000 г. ситуация в стране начала выравниваться, что отразилось на приросте исследуемого краевого показателя на 13,5%. Скачкообразное увеличение отмечено в 2004 и 2007 гг., что в большей степени связано с государственными мерами, направленными на минимизацию налогообложения и расширение государственной поддержки на уровне региона. Но начиная с 2006 года наблюдается положительная динамика количества малых предприятий [5, c. 73].
Рисунок 2.1 - Динамика количества малых предприятий в Алтайском крае
По итогам 2009 г. Среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край занял 3-е место, уступив Новосибирской области (48750 предприятий) и Красноярскому краю (31008). В то же время по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей показатели Алтайского края находятся на уровне среднероссийских и составляют 646 единиц, но это значительно меньше, чем в развитых странах. Так, в странах Европейского Союза данный показатель составляет не менее 3 тыс. предприятий. В России к данному показателю приближаются г. Санкт-Петербург - 2776 предприятий, г. Москва - 2049, Калининградская область - 1846 предприятий. В Сибирском федеральном округе наибольшие показатели в Томской и Новосибирской областях - 1256 и 1021 предприятие соответственно [19].
Значительное замедление темпов роста малых предприятий в сфере торговли связано с более быстрым приближением их количества оптимальному для данной
сферы. Эта ниша экономического пространства практически заполнена. Кроме того, появились крупные федеральные и региональные торговые сети, например, «Мария-Ра», «Планета Холидей», «Лента», «Пятерочка», «Патэрсон», с которыми малые предприятия в полной мере конкурировать не могут по ряду объективных причин. Деятельность малых предприятий Алтайского края с начала 90-х годов была сосредоточена в трех отраслях: торговле и общественном питании (каждое второе малое предприятие), промышленности (каждое шестое), строительстве (каждое девятое).
Наиболее экономически привлекательными для малого бизнеса в крае, как и в целом по России, остаются виды деятельности, не требующие значительных капитальных вложений. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Приоритетные отрасли производственного характера и инновационная деятельность в малом бизнесе Алтайского края развиты слабо. На малые предприятия приходится 23,8% занятых от общей среднесписочной численности в крае, 16,5% - промышленного производства, 21,2% - оборота розничной торговли, 12,2% - инвестиций в основной капитал, 34,0% - оборота предприятий.
Малое предпринимательство играет важную роль в решении проблем занятости, создавая новые рабочие места, сокращая безработицу; тысячи жителей края прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому бизнесу. Особенно это актуально для сельской местности, где нет общественного производства.
Рисунок 2.2 - Динамика среднесписочной численности работников малых предприятий Алтайского края, тыс. чел.
Алтайский край по доле среднесписочной численности работников малых предприятий занимает 1,4% в Российской Федерации и 14,7% в Сибирском федеральном округе. Удельный вес работников малых предприятий края в общей среднегодовой численности занятых уменьшился на 0,7% и составил 11,7%.
В 2009 г. на малых предприятиях Алтайского края работало 146,9 тыс. чел. Преобладала занятость на постоянной основе, доля среднесписочной численности в общей численности работников составила 93,1%. Это результат кадровой политики руководителей малых предприятий, стремившихся к относительно стабильной ситуации, сохранению, прежде всего, основного состава работников [19].
Еще статьи по экономике
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО РЖД
Любое предприятие сталкивается с необходимость проведения анализа своей
финансово-хозяйственной деятельности. Результаты такого анализа позволяют
оценить текущее финансовое сос ...
Управление формированием и использованием активов предприятия
актив ликвидность движение оборотный
Определение и детальное рассмотрение категории активы
в экономической науке является одной из ключевых проблем. Острота ее изучения
подчерки ...
Интеллектуальная форма собственности
Экономический
оборот современного общества невозможно представить без объектов
интеллектуальной собственности. В современном мире значимость нематериальных
активов и важнейшей ...