Конкурентоспособность регионов России
Актуальность темы исследования.
В настоящее время повышение конкурентоспособности наряду с ускоренной диверсификацией экономики поставлено в центр Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.. Переход России на концепцию устойчивого развития в условиях усиления процессов глобализации мирового хозяйства обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью, прежде всего, в региональных экономических системах.
В начале ХХI в. российский регион стал предметом интереса и исследования, как географическая, административная, экономическая, культурно-историческая, этнокультурная единица. Сегодня в России наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, креативные эксклюзивные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять.
Степень разработанности темы.
Проблема конкурентоспособности регионов национальной экономики стала объектом внимания сравнительно недавно. Можно назвать работы таких авторов, как Абдульманов И.М., Ахметова Д.Ф., Бердникова А.Е., Бушуева М.А., Землянская И.А., Землянухина С.Г., Калюжнова Н.Я., Карачурина Г.Г., Краснов Г.И., Круглякова В.М., Кузеванов В.Я., Кузьмин О.М., Лемдяев А.В., Мясникова В.М., Новоселова И.А., Перфилов В.А., Печаткин В.В., Положенцева Ю.С., Трещевский Ю.И., Уланова И.А., Шеховцева Л.С., Эйтингон В.Н. и др. Однако вопросы, касающиеся методов оценки конкурентоспособности регионов, проработаны не в полной мере как на теоретическом, так и практическом уровнях.
Целью
настоящей работы является исследование современных факторов и форм повышения конкурентоспособности региона.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи
:
дать понятие конкурентоспособности регионов;
изучить методику оценки конкурентоспособности регионов России;
исследовать факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов;
определить направления повышения конкурентоспособности российских регионов;
провести анализ конкурентоспособности Волгоградской области;
проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности Волгоградской области
Объект
исследования: конкурентоспособность регионов в процессе социально-экономического развития.
Предмет
исследования: факторы и формы повышения конкурентоспособности региона.
Теоретической основой
работы являются зарубежные и отечественные теоретические и методологические разработки в области конкурентоспособности регионов.
Основными методами
, использованными в ходе исследования, являются сравнительный, функциональный и структурный анализ. Для обработки результатов эмпирических исследований применялись математико-статистические методики.
Информационную базу
исследования составили материалы специализированных печатных изданий, данные отчетности Росстата и Волгоградской области, данные сети Интернет.
Структура
работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Понятие и составляющие конкурентоспособности регионов
- Конкурентоспособность регионов в процессе социально-экономического развития
- Методики оценки конкурентоспособности регионов России
- Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
- Направления повышения конкурентоспособности российских регионов
- Конкурентоспособность Волгоградской области (экономическая оценка)
- Проблемы повышения конкурентоспособности Волгоградской области
Еще статьи по экономике
Механизмы и способы управления доходами предприятия
В
рыночной экономике действует такая форма организации хозяйственной
деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно,
на основании экономических м ...
Управление оборотными активами предприятия (на примере ЗАО Красноярский ДОК)
На современном этапе развития экономики, совершенствование механизма
управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов
повышения экономической эфф ...
Изучение коммерческой деятельности торгового предприятия ОАО Продсервис
Розничная
торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю через
магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.
Специфика
...