Проблемы государственной поддержки малого бизнеса в АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.
Создавая новые рабочие места, владельцы малых предприятий нивелируют остроту явлений, обусловленных сложной производственной и социальной ситуацией (скрытая безработица неполный рабочий день во многих отраслях и сферах экономики, высвобождение работников на крупных предприятиях), и дают определенную мотивацию к развитию инициативы, предприимчивости, интенсификации труда.
Для осуществления государственной политики применяется специальное законодательство, регулирующее весь комплекс вопросов поддержки малого предпринимательства; реализуется система государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям с использованием централизованных источников и особых схем финансирования. Выравнивание положения малых предприятий на рынке по сравнению с более крупными путем протекционистской государственной политики, компенсация (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам, участие в государственных заказах, устранение излишних административных ограничений в отношении регистрации и лицензирования, внешнеэкономической деятельности, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.
Государственная политика мировых держав и союзов направлена на создание и рост новых форм хозяйствования, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых предприятий с целью обеспечения их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках.
Большие надежды мировых лидеров связаны с сектором малого предпринимательства, который показал свой высокий потенциал и адаптационные возможности именно во время кризисов и рецессий. Основные цели государственной политики в отношении малых предприятий в зарубежных странах можно сгруппировать следующим образом:
• создание благоприятных рыночных условий для развития малого бизнеса;
• поддержание равноправия сторон в рыночных отношениях;
• обеспечение конкурентного порядка и динамики деловой активности;
• создание новых рабочих мест, особенно в районах с застойной безработицей;
• минимизация социальных издержек в связи с обострением конкуренции.
В соответствии с этими целями определяются и основные принципы политики в отношении малого бизнеса. Следует отметить, что подобные направления стали применяться в России. Более того, многие субъекты РФ разработали целевые программы поддержки малого предпринимательства, на реализацию которых выделяются федеральные и региональные средства.
Проведенный анализ позволил выявить положительные тенденции в развитии малого бизнеса в Алтайском крае, подтвердить усиление его значимости в показателях социально-экономического развития. Прослеживая цикличность развития, совпадающую с общероссийскими тенденциями, можно четко выделить три этапа развития: растет социальное значение малого бизнеса; создаются новые рабочие места для обеспечения занятости и самозанятости; нивелируется острота проблемы безработицы в сельской местности.
Как уже было отмечено выше, в Алтайском крае система институтов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства обрела черты комплексности. Стали проявляться положительные тенденции во взаимоотношениях предпринимателей и властных органов, но до идеала пока далеко.
Еще статьи по экономике
Механизмы и способы управления доходами предприятия
В
рыночной экономике действует такая форма организации хозяйственной
деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно,
на основании экономических м ...
Инвестиции в недвижимость
Становление и развитие рыночных отношений в экономике России связано в значительной мере с объектами недвижимости, которые выступают в качестве средств производства (земля, производствен ...
Имущество предприятия общественного питания
В современных экономических условиях деятельность
каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга
участников рыночных отношений, заинтересованных в ...