Государственная поддержка малого бизнеса в России: необходимость и формы
Долгое время частный бизнес на территории нашей страны находился под запретом. Еще 15-20 лет назад сложно было не только зарегистрировать предприятие, но и выдержать множество проверок со стороны контролирующих органов. Однако вот уже на протяжении ряда лет правительство понимает: сегодня малому бизнесу не обойтись без системной государственной поддержки [17, С.6-7].
Необходимость проведения целенаправленной государственной политики в области поддержки малого предпринимательства обусловлена, с одной стороны, значительной ролью последнего в экономическом развитии государства, и с другой стороны, его определенной слабостью и беззащитностью перед лицом крупного бизнеса.
Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты крупномасштабного исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в 80 субъектах РФ. По результатам опросов были выявлены основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей. Наиболее значимыми видами рисков для малого бизнеса в России были названы:
· Резкое ухудшение общей ситуации в экономике - 64,4%
· Рост арендных платежей - 45,2%
· Изменения в региональном законодательстве - 28,9%
· Необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. - 22,1%
Из всех контролирующих инстанций, по признанию респондентов, наибольшее кол-во проблем создают налоговые органы.[8, С.5-6]
Правительство Российской Федерации предпринимает множество мер для создания подходящих условий для развития малого бизнеса.
За последние пять лет российское законодательство о предпринимательской деятельности претерпело значительные изменения в части создания правовых условий для развития рыночных отношений. Благодаря действенным правовым методам создаются все условия для осуществления бизнеса. Органами государственной власти проведена глобальная работа по систематизации отдельных отраслей российского законодательства. Принят ряд федеральных законов, устанавливающих четкую регламентацию и принципы деятельности в отдельных сферах предпринимательства.
К таким законам, в первую очередь, следует отнести ФЗ от 24 июля 2007 года №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4]. Он направлен не только на создание благоприятных условий, но и на их дальнейшее стимулирование. В Законе четко определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, основные виды поддержки малого бизнеса, в том числе, финансовая и информационная.
Очень существенную поддержку субъектам малого предпринимательства оказывает ФЗ от 22 июля 2007 года №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]. Закон направлен на оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса посредством установления для них специального внеконкурсного способа приватизации - выкупа арендованного ими государственного или муниципального имущества.
По мнению многих предпринимателей, одной из основных причин, тормозящих развитие малого бизнеса в нашей стране, является немалое количество проверок со стороны различных контролирующих органов, которые наносят ощутимый вред работе малых предприятий. В 2008 году были приняты законы, упорядочивающие проверки предпринимателей. Так, ФЗ от 26 декабря 2008 года №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» [3] введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности для ее отдельных видов. Этот Закон предусматривает обязанность предпринимателя направлять в уполномоченные органы уведомления о соответствии его деятельности установленным требованиям. Одновременно Законом устанавливается перечень видов деятельности не требующих предварительного уведомительного порядка, введен новый порядок проведения планового контроля, устанавливающий документарные и выездные проверки. В отношении субъектов РФ малого и среднего предпринимательства внеплановые выездные проверки могут проводиться только после согласования с прокурором субъекта РФ, на территории которой осуществляется деятельность.
Еще статьи по экономике
Управление себестоимостью производства продукции (на материалах КЖУП Гомельский райжилкомхоз)
Издержки
обращения являются сложной социально-экономической категорией, интерес к
которой постоянно возрастает по мере развития рынка. Столь широкая
заинтересованность данной ...
Уровень, структура, источники получения и степень дифференциации доходов населения
Проблема справедливого распределения доходов
стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибылей
вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живём в цивилизован ...
Кооперирование производства
Кооперирование
производства - форма производственных связей между специализированными
предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование
производст ...