Необходимость и роль государственного регулирования экономики
Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление («институциональная ригидность») проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т. д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.
Итак, у рыночной системы довольно много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.
Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:
. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;
. игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;
. не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т. д.);
. не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
. ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
. подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.
За решение всех этих вопросов берется государство.
В то же время рыночная система промышленно развитых государств характеризуется насыщенностью товарами массового производства и строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Ей присуще, с одной стороны, гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. С другой стороны, она не “справляется” иногда с жизненно важными проблемами, возникающими перед обществом. Кроме того, неспособность рынка решать нижеперечисленные проблемы совершенно объективно обусловливает исключительную необходимость вмешательства государства в рыночную систему.
. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь много-гранен и требует таких капитальных вложений, с которыми “справиться” не могут отдельные, даже самые крупные предприятия. Контроль политический, финансовый, экономический и социальный над НТП имеет стратегическое для страны значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т. д.).
. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по своему существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антимонопольным регулированием и антитрестовским законодательством.
. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим взрывам социальной и экономической напряженности. Только государство может через свои механизмы - политические, экономические, законодательные - стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия.
. Государство только тогда может эффективно вести политику - внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнее - собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.
. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты - негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах (атомном, подземном, горячем и т. д.). В целом возникает опасность экологической катастрофы, так как предприниматели неохотно финансируют экологически чистые производства, не добавляющие к их прибыли ничего, кроме расходов. Государство, и только оно, может стать на защиту экологического здоровья страны.
Еще статьи по экономике
Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО ОПТ-Сервис КМВ
Переход к рыночной экономике требует от
предприятия торговли повышения эффективности деятельности,
конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения
достиж ...
Использование основных фондов на ОАО Гурьевский пищекомбинат
Формирование инновационной экономики на современном этапе развития
становится необходимым условием для перехода к прогрессивным структурно-технологическим
и организационным фор ...
Малый бизнес необходимость и основные формы государственной поддержки
Малый бизнес в рыночной экономике -
немаловажный сектор, который играет свою роль в определении темпов
экономического роста, структуре и качестве валового национального продукт ...