Показатели и методы оценки качества продукции
Wавт=Tн*Скэ*q*К1*К2*К3, (2.1)
где Тн - средняя продолжительность нахождения автобуса в наряде, ч;
Скэ - эксплуатационная скорость автобуса, км/ч;
q - номинальная вместимость автобуса, чел.;
К1 - коэффициент использования вместимости автобуса;
К2 - коэффициент использования пробега автобуса;
К3 - коэффициент использования парка автобуса.
Когда не удается построить функциональную зависимость, то используется коэффициентный метод, который учитывает значимость единичных показателей. При оценке качества продукции этим методом комплексный показатель качества (ПКк) определяется по формуле (2.2):
ПКк= (2.2)
где Ki - коэффициент весомости i-го единичного показателя;
n - количество единичных показателей, используемых при расчете комплексного показателя качества;
ПКi - значение i-го единичного показателя качества.
Этот метод в настоящее время находит наибольшее применение при оценке качества пищевых продуктов, парфюмерных и швейных изделий, мебели и подобное, т.е. в тех случаях, когда оценка показателей качества в основном производится органолептическим методом, где показатели выражаются в баллах.
Рассмотренные показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потребности. Однако для оценки не способности, а возможности удовлетворять потребности, необходимо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетворение потребностей. Для этого находится относительный комплексный показатель качества, который определяет экономическую эффективность качества, так как отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. Показатель экономической эффективности качества (ЭК) рассчитывается по формуле (2.3):
ЭК= (2.3)
где Эп - суммарный полезный эффект от потребления продукции определенного качества;
Зс - затраты на создание продукции, р.;
Зп - затраты на потребление продукции, р.
Данную формулу можно применять для продукции, срок службы которой не выше одного года, в противном случае затраты на создание продукции должны быть приведены к последнему году срока службы продукции с помощью коэффициента эффективности капитальных вложений.
Относительный комплексный показатель эффективности качества рассчитывается на одно изделие (единицу продукции) и показывает полезный эффект, приходящийся на каждый рубль затрат. Например, такими показателями качества ткацкого станка могут быть удельные затраты (включая стоимость и эксплуатационные затраты за срок службы) на 1000 погонных метров ткани, количество ударов батана на 100 погонных метров ткани. Таким образом, относительный комплексный показатель соизмеряет важнейшие факторы, определяющие конкурентоспособность продукции: показатель соотношения качества и затрат на создание и эксплуатацию продукции.
Обобщающие показатели качества характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества всей продукции организации, секции ОКЭД, страны. В число обобщающих показателей входят:
― объем и удельный вес новой и конкурентоспособной продукции в общем объеме произведенной продукции;
― объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;
― объем и удельный вес сертифицированной продукции;
― объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;
― косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за поставки некачественной продукции, затраты на устранение рекламаций).
Для определения показателя качества продукции, характеризуемой сортом, необходимы следующие данные: доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Средний коэффициент сортности (Ксорт) можно определить двумя способами:
― отношением количества продукции первого сорта к общему выпуску;
― отношением стоимости продукции каждого сорта к стоимости всей продукции, рассчитанной по цене первого сорта (Ц1):
, (2.4)
где Vi - объем произведенной продукции i-го сорта;
V1 - объем произведенной продукции 1-го сорта;
Цi, Ц1 - цена единицы продукции i-го сорта и цена единицы продукции 1-го сорта;
n - количество сортов продукции [9, с.181-185].
Классификация методов оценки показателей качества продукции приведена на рисунке 2.1.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия, защищенных авторскими свидетельствами или патентами.
Еще статьи по экономике
Статистическое исследование рынка труда
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно ос ...
Земельный рынок г. Пенза
Земля
- основа всей человеческой деятельности, что определяет важность земельных
отношений в социальной и экономической политике общества. Преобразования,
проводимые в Российс ...
Замена оборудования как фактор повышения эффективности производства на ОАО НефАЗ
Управление организациями в условиях рыночной экономики
значительно сложнее, чем при централизованной командно-административной
системе. В условиях рынках все больше возникает н ...