Показатели и методы оценки качества продукции
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств, зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемником для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и определяются в баллах. С помощью органолептического метода устанавливаются эстетические показатели.
Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются главным образом при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений, например, показателей производительности, безотказности, долговечности и др.
Определение значений показателей качества продукции экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов. Эти группы периодически или эпизодически действуют в качестве экспертных комиссий, каждый член которых обладает правом решающего голоса. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими более объективными методами [29, с.439-440].
Экспертный метод широко используют на основе обобщенного опыта для оценки уровня (в баллах) качества продукции при установлении номенклатуры показателей качества, учитываемых на различных стадиях управления, при определении коэффициентов весомости и обобщенных показателей качества на основе совокупности единичных и комплексных показателей качества, а также при аттестации качества продукции.
Основными операциями экспертной оценки являются формирование рабочей и экспертной групп, классификация продукции, построение схемы показателей качества, подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов, опрос экспертов и обработка экспертных оценок.
В состав экспертных комиссий должны входить высококвалифицированные специалисты, степень компетентности которых в оценке данной продукции приблизительно одинакова. Экспертов, входящих в состав комиссии, должно быть, как правило, не менее семи. При меньшем количестве специалистов велика вероятность принятия случайного решения. Экспертная комиссия может принимать решение в том случае, если за него подано не менее 75% голосов.
Процесс экспертной оценки качества продукции состоит из нескольких туров опроса экспертов, количество которых зависит в значительной степени от квалификации и опыта специалистов. Экспертная оценка продукции может проводиться также с применением дифференциального, комплексного и смешанного методов оценки уровня качества [51, с.46-47].
Определение значений показателей качества продукции социологическим методом производится фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации продукции и т.п. [29, с.440]. Социологическим методом определяют в основном показатели качества товаров народного потребления [51, с.46].
Таким образом, показатели качества продукции устанавливаются на основе свойств изделий. Объективность категории качества позволяет научно подойти к выбору показателей качества продукции. Объективная оценка позволяет сравнивать изделия, изготовленные различными организациями, и планировать показатели качества новых изделий.
В настоящее время методы оценки показателей качества продукции подразделяются на две группы. К первой группе относят измерительный, регистрационный, органолептический и расчётный методы; ко второй - традиционный, экспертный и социологический методы.
Еще статьи по экономике
Учет и анализ движения денежных средств на примере ООО Охранное предприятие Азимут
Среди
главных проблем российской экономики многие экономисты выделяют дефицит
денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и
инвестиционной деятельност ...
Международный гостиничный бизнес на современном этапе
Одной
из современных тенденций развития мирового хозяйства является формирование
новых отраслевых комплексов. Мировая экономика постепенно превращается в
невидимую, неосязаему ...
Модель экономической динамики капиталистического хозяйства (по Кондратьеву Н.Д.)
Николай Дмитриевич Кондратьев - один из
выдающихся представителей российской школы экономической мысли конца XIX и
начала XX вв. С его именем связаны капитальные исследования в ...