Причины существования монополий в экономике
А если представить, что все таки нас обслуживала не одна фирма, а несколько. Прежде всего им надо бы было войти в этот рынок. Они должны иметь достаточно большую финансовую базу, но сначала они должны получить ее от кредиторов, а это сделать очень трудно, затем приобрести соответствующее оборудование, построить свои линии передач и уладить все остальные формальности. Вследствие после всех этих затрат будут являться большие издержки. И они будут значительно больше, чем у одной фирмы. Но если все таки им удастся войти в этот рынок, то, наверняка, их присутствие поделило бы его на различные части. Вследствие этого у всех бы фирм этой отрасли сократились бы продажи. Они стали бы задействовать не все оборудование, «в результате чего издержки на единицу продукции и, следовательно» тарифы на электричество были бы очень высокими. А еще у нас было бы на руках несколько абонентских книжек по расчетам за электрическую энергию, и мы ходили бы в разные учреждения по оплате электроэнергии и стояли бы подолгу в очередях.
Но пока у нас одна фирма по предоставлению этой услуги, и надеюсь, это будет надолго.
Чтобы проанализировать данный пример, рассмотрим Рисунок1., на котором показаны кривы спроса и издержек для монополии, действующей в данной отрасли.
Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка А, при этом объеме выпуска МR=MC. В точке А монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm-АСm)×Qm.
Вывод: как уже было сказано выше экономия от масштаба - это одна из основных причин существования естественной монополии. Естественные монополии существуют и будут существовать еще долгое время. Потому что, как я считаю, вступать на рынок естественной монополии другим фирмам просто бесполезно. Т.к. они не смогут добиться таких же низких издержек, как у монопольной фирмы. Эти конкуренты просто зря потратят деньги, не добившись получения какой-либо прибыли, в итоге окажутся банкротами.
)Ключевой ресурс производства, которым владеет одна- единственная фирма.
Самый легкий способ создания монополии - это наличие «некоего ключевого производственного ресурса в “руках” единственной фирмы»5. Т.е. существует фирма, которая владеет и контролирует нужное ей для производства сырье. И как раз она может закрыть вход на рынок потенциальным конкурентам.
Примером монополии, обладающей ключевым ресурсом, может служить предприятие «Газпром». Он добывает газ и серу, вырабатывает бензин из сопутствующих ресурсов. В России у него нет конкурентов, ведь «Лукойл», «Юкос» и др. являются лишь перерабатывающими предприятиями, а «Газпром» - не только перерабатывающим, но и добывающим. Власть его над российским рынком, можно сказать, неограниченная, ведь люди не смогу ничем заменить газ, бензин и др. продукты, необходимые нам в повседневной жизни. Поэтому и это предприятие влияет на цену своих продуктов.
Также существует множество примеров таких предприятий, как «Газпром». Это и «Алюминиум компании оф Америка», которая удерживала свои монопольные позиции в алюминиевой отрасли многие годы, а все за счет контроля над всеми основными источниками бокситов, который является главным сырьем алюминиевого производства. И алмазная монополия De Beers, которой принадлежит огромное количество алмазных рудников и которая контролирует около 80% мирового производства бриллиантов и алмазов. И так же многие др. предприятия.
Вывод- влияние той или иной компании на рынок, прежде всего связано с наличием у них важных или менее важных для потребителей ресурсов. Так, например, если большинство людей предпочитают сапфиры, изумруды и другие драгоценные камни, за исключением бриллиантов и алмазов, то власть De Beers будет ограниченной на рынком драгоценных камней.
А вот «Газпром» обладает очень важными для всех нас ресурсами. Потому что если большинство автолюбителей перейдут с бензина на газ, то на этом рынке условия так же будет диктовать «Газпром».
Еще статьи по экономике
Инвестиции в недвижимость
Становление и развитие рыночных отношений в экономике России связано в значительной мере с объектами недвижимости, которые выступают в качестве средств производства (земля, производствен ...
Источники формирования основных и оборотных средств на предприятии ЗАО Василиса
Материально-технической
основой производства на любом предприятии являются производственные фонды,
представляющие собой функционирующие в процессе деятельности предприятия
сре ...
Комплексный экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности медицинской организации
Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятий как наука представляет собой
систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного
развития, н ...