Максимизация прибыли монополиями
Для начала надо понять, как монополистам удается максимизировать прибыль, а для этого надо сначала рассмотреть монопольный выпуск продукции, доход монополиста и др. аспекты.
Монополист в отличие от других фирм, которые существуют на конкурентном рынке, сам определяет цену своего товара. А причина этому следующая: он выпускает, и следовательно, контролирует общий объем предложения. При убывающей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить цену своего продукта, «манипулируя количеством предложенного продукта» .
И сразу хочу рассказать о том, как образуется предельный доход монопольной фирмы на примере хлебозавода «Красная заря». Допустим, что только эта организация поставляет в город N. хлебобулочные изделия.
Чтобы рассчитать объем выпуска, максимизирующий прибыль этой компании, необходимо выяснить то, что если производство дополнительной единицы в неделю увеличит доход, который будет больше, чем издержки производства этой единицы, то тогда выпуск надо увеличить. А если доходы будут меньше, чем издержки, то выпуск следует сократить. Т.е. «Красная заря» должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом МR.
МС (предельные издержки) - это дополнительные затраты, с увеличением выпуска на единицу.
МR (предельный доход) - это прирост выручки, связанный с увеличением объема выпуска на единицу.
Итак, рассмотрим Таблицу 1, в которой представлена зависимость дохода монополии от количества поставляемой продукции.
Таблица 1
Объем спроса, единицу в неделю (Р) |
Цена, руб. за единицу (P) |
Валовый доход, руб. (TR=PxQ) |
Предельный доход, руб.(MR=∆TR/∆Q) |
0 |
16 |
0 | |
1 |
14 |
14 |
14 |
2 |
12 |
24 |
10 |
3 |
10 |
30 |
6 |
4 |
8 |
32 |
2 |
5 |
6 |
30 |
-2 |
6 |
4 |
24 |
-6 |
7 |
2 |
14 |
-10 |
8 |
0 |
0 |
-14 |
В первых двух столбцах Таблицы 1 показан спрос на хлебобулочные изделия фирмы «Красная заря». При цене в 4 руб., спрос на хлебобулочные изделия будет равен 6 единица в неделю. А если цена будет равна 8 руб., то спрос будет составлять всего лишь 4 единицы в неделю. Т.е. при более высоких ценах на продукты данного предприятия объем спроса будет снижаться.
В третьем столбце показан совокупный (валовый) доход рассматриваемого предприятия, который равен произведению объема продукции и цены. Совокупный (валовый) доход сначала увеличивается по мере снижения цены, а затем, когда цена становится низкой, начинает снижаться.
Приведенные данные в первых трех столбцах можно рассмотреть по графикам, которые представлены на Рисунке 2.
Кривая спроса (D) на хлебобулочные изделия. Когда цена равна 12 руб., то объем спроса равен 2 единицам в неделю. Тогда суммарный доход будет равен 24 руб. Совокупный (валовый) доход при таком объеме выпуска представлен площадью заштрихованного прямоугольника В+С. Когда цена снижается до 8 руб., тогда величина дохода равняется сумме площадей А и С. Так как А+С больше, чем В+С, то из Рисунка 2 видно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это может подтвердить и Рисунок 3, на котором показано, что совокупный (валовый) доход равен 32 руб. при объеме выпуска в размере 4 единиц.
Еще статьи по экономике
Формирование эффективной инвестиционной стратегии предприятия на материалах ООО Северное сияние
Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях особо актуальной является проблема привлечения, мобилизации и эффективного использ ...
Инфляция в России причины, последствия и перспективы снижения
Инфляция
является одной из серьезных проблем экономики различных стран, в том числе и
России. Проблема инфляции проявляется в повышении общего уровня цен на товары и
услуги.
...
Учет и анализ движения денежных средств на примере ООО Охранное предприятие Азимут
Среди
главных проблем российской экономики многие экономисты выделяют дефицит
денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и
инвестиционной деятельност ...