Оптимальный выпуск для монополий
Для того, чтобы максимизировать свою прибыль, монополист должен следовать так называемой «двухшаговой процедуре». На первом шаге фирма должна рассчитать величину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизировать прибыль, но только при условии, что фирма хотя бы производит что-нибудь. На втором шаге фирма решает вопрос о том, что следует ли ей производить этот положительный выпуск или останавливать производство и ничего не производить.
Рассмотрим Рисунок 4, на котором показаны кривая спроса (D), кривая предельного дохода MR и кривая предельных издержек МС фирмы. МС показывает величину прироста совокупных издержек фирмы тогда, когда она увеличивает выпуск продукции на 1 единицу.
В то время как монополист увеличивает выпуск на 1 единицу, прирост дохода становится равным предельному доходу. Прирост издержек равен величине предельных издержек. Если MR>MC, то совокупный доход увеличивается в большей степени, чем предельные издержки и, отсюда следует, что прибыль увеличивается. Но если MR<MC, то выпуск следует сократить. Следовательно, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует прибыль, производя такой объем выпуска продукции, при котором MR=MC.
Если монопольная фирма приняла решение производить что-либо, то она устанавливает цену так, чтобы объем спроса равнялся его оптимальному положительному объему выпуска. Т.к. MR=MC при оптимальном положительном объеме выпуска, а предельный доход ниже цены, то следовательно, данная цена будет выше MC. Таким образом, если фирма решает все таки что-нибудь производить, то она максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.
Вернемся к Таблице 1 и рассмотренному выше предприятию хлебобулочных изделий «Красная заря».
Предположим, что MC данного предприятия постоянны и составляют 8 руб. в расчете на единицу и что она производит 1 единицу в неделю. В моей таблице показано, что эта фирма могла бы увеличить свою прибыль на 2 руб. в неделю, т.е. на разницу между MR (10 руб.) и МС (8 руб.), увеличивая свой выпуск на 1 единицу в неделю. Но если бы «Красная заря» продолжила бы увеличивать объем выпуска до 3 единиц в неделю, то это привело бы к снижению прибыли на 2 руб. Т.к. МС (8 руб.) превысили бы MR (6 руб.)
Из всего этого можно сделать вывод, что оптимальный положительный выпуск «Красной зари» составляет 2 единицы в неделю. Второй столбец показывает, что для того, чтобы продавать 2 единицы в неделю, данное предприятие должно установить цену 12 руб., что является выше величины его предельных издержек (8 руб.).
Еще статьи по экономике
Марксизм и его развитие в России
Марксизмом
называется разработанная Карлом Марксом "научная теория" коммунизма,
претендующая на роль "Общей теории Всего". По сути, эта теория
представляет ...
Уровень безработицы в Республике Беларусь
Проблема безработицы является ключевым вопросом в
рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную
деятельность экономики. Особенно остро проблема безработи ...
Конкурентоспособность регионов России
Актуальность
темы исследования. В настоящее время повышение
конкурентоспособности наряду с ускоренной диверсификацией экономики поставлено
в центр Концепции долгосрочного соц ...