Особенности законодательного регулирования антимонопольной деятельности в РФ
Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:
а) понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
б) виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;
г) определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
д) меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране - само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение» - центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.
Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категории принадлежащих им акций (ст. 92, 93).
Аффилированные (взаимозависимые) лица - это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования - определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:
изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
принуждение к заключению «связанных контрактов»;
нарушение установленного порядка ценообразования;
создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
установление монопольно высоких (низких) цен;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.
Как один из видов монополистической деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на рынок других продавцов. В отдельных случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от такого соглашения превышает возможные его негативные последствия для рынка.
Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования - перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:
распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;
ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.
Еще статьи по экономике
Кейнсианская и неокейнсианская концепция экономического развития
Со
времён зарождения экономики, как науки, одна из важнейших дискуссий ведётся по
поводу вопроса: "Существует ли в экономике тенденция долгосрочного
равновесия с полной з ...
Использование механизма государственно-частного партнерства
В настоящее время в рамках неустойчивой экономической ситуации в России и
мире усиливается тенденция к активизации отношений государства и частного
бизнеса в направлении решени ...
Характеристика машиностроения, металлообработки, приборостроения Удмуртии
Машиностроение, металлообработка и приборостроение - исторически
сложившаяся специализация промышленности Удмуртии. По настоящее время
машиностроение, металлообработка и прибор ...