Особенности законодательного регулирования антимонопольной деятельности в РФ
Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования - совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган - это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:
содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.
В западных странах известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически.
МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.
Система антимонопольного регулирования включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.
В экономике современных государств всегда существую такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых - обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополий экономически оправдано.
Заключение
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.
Монополия (греч.: monos - один, poleo - продаю) возникает тог-да, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Еще статьи по экономике
Затратный подход в оценке стоимости бизнеса
Актуальность
темы исследования. Продавая предприятие необходимо объективно оценить его
возможности увеличивать свою стоимость, быть рентабельным, т.е. приносить доход
собствен ...
Инвестиции и инвестиционная деятельность
Среди функциональных стратегий предприятия присутствует инвестиционная политика. Инвестиционная политика определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расшир ...
Исследование и оценка уровня деловой активности предприятия ООО Амурметалл-Литье на основании его финансовой отчетности
В
современных условиях экономического обособления и самостоятельности
хозяйствующего субъекта успех или неуспех организации во многом зависит от
стратегии её развития. Выбор х ...