Зарубежный опыт инвестиционной деятельности
Анализируя опыт стран в области привлечения и использования международного капитала, необходимо отметить, что такой анализ, очевидно, следует делать в разрезе выделения отдельных форм. Сегодня большинство стран СНГ накопили определенный опыт в сфере работы с международным капиталом в инвестиционных целях. Рассмотрение и анализ этого опыта позволяет учесть его плюсы и минусы при выработке направлений совершенствования законодательства, тем самым способствовать повышению эффективности использования иностранного капитала и инвестиций. Практически всеми странами СНГ сегодня приняты законы о концессиях и об иностранных инвестициях. Содержащиеся в них положения во многих странах носят стимулирующий для инвесторов характер. Ряд таких положений были приняты в Узбекистане и Туркменистане. Однако в росте инвестиционного рейтинга страны сыграли большую роль не льготы, а сохраняющаяся до сих пор достаточно высокая управляемость и централизованность управления в экономике. Сегодня наиболее благополучная и динамичная ситуация среди всех стран СНГ складывается в России, отличающейся богатыми природными ресурсами, демократическим режимом правления, огромным научно-техническим потенциалом и рынком сбыта. Прямые иностранные инвестиции составили 26,5% всех инвестиций, прочие же (торговые кредиты, банковские вклады) составили 73%. Накопленный зарубежный капитал в национальной экономике по разным данным оценивается от $ 11 до $ 20 млрд. По оценке Голдмана, изучавшего состояние притока иностранного капитала в Россию, около 60% потребительских товаров, включая продовольственные, проданных в России в 2008 г. были импортированы. Вместе с тем, инвестиционный климат и в России тоже нельзя назвать весьма высоким. По мнению многих экспертов, следует отметить, страны СНГ в большинстве своем испытывают дефицит интереса со стороны иностранных инвесторов. С другой стороны, предприятия стран СНГ остро нуждаются в доступе к современным технологиям, перевооружении устаревшего оборудования, в современном менеджменте и пополнении оборотных средств.
В прежние времена существования СССР опыт кредитных отношений с Западом имел, прежде всего, центр в лице Москвы. Прежние долги СССР перешли к России и в результате ее долг в 1994 г. составил уже $ 130 млрд. (260% к экспорту), превратив Россию в крупнейшего должника в мире. Украине предстоит выплатить в 1997 г. $ 1,4 млрд., в том числе России - $ 700 млн., Туркменистану - $ 194 млн. общий размер внешнего долга Украины по состоянию на октябрь 1996 г. составил $ 8,5 млрд.
Объем капитальных вложений в 1996 году по всем источникам финансирования снизился. В сравнении с годами максимального объема инвестиций он составил (в процентах) в Азербайджане - 99, Узбекистане - 53, Беларуси - 33, Кыргызстане - 37, России -26, Украине - 20, Казахстане - 11 (уровень 1955 года).Увеличивается доля капитальных вложений в топливную промышленность и энергетику. В то же время повсеместно снизилась доля вложений в машиностроение и легкую промышленность. Снижается также физический объем инвестиций, направляемых в социальную сферу. В результате в 1996 году общая площадь введенного жилья в СНГ составила около 57 процентов от уровня 1991 года.Практически во всех странах Содружества уменьшилась доля инвестиций в сельское хозяйство (в процентах): в Азербайджане - с 15 до 3, Беларуси - с 26 до 9, Казахстане - с 28 до 2, России - с 18 до 3, на Украине - с 22 до 8.В экспорте основной объем приходится на нефть, продуты переработки нефти, газ, уголь, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, хлопковолокно, в импорте - на машинно-техническую продукцию и потребительские товары.Результатом спада инвестиционной активности явилось уменьшение ввода мощностей в производственных отраслях экономики.
В отличие от стран СНГ, развивающиеся страны дальнего зарубежья накопили гораздо больший опыт в привлечении и использовании международного кредитного и предпринимательского капитала и инвестиций. Причем, наряду с широко известным опытом стран Латинской Америки и стран Юго-Восточной Азии, интерес представляет практика других стран, не добившихся столь впечатляющих результатов в экономическом развитии, но, вместе с тем, опыт которых весьма познавателен и интересен для стран СНГ, так как отрицательный результат - тоже результат. Анализ их опыта позволяет сделать, в частности, вывод о том, что наличие определенных факторов инвестиционного климата (бюрократизм, нестабильная политическая ситуация, изменчивость законов и т. д.) - явления международные, и независимо от месторасположения страны и ее истории, они одинаково могут тормозить приток международного капитала. При том никакие льготы и стимулы не способны компенсировать эти факторы.Но, не смотря на это, увеличившиеся в 1996 году ПИИ транснациональных корпораций могут достичь рекордной отметки $ 430 - 440 млрд. в 1998 году. И это несмотря на финансовые кризисы, имеющие место в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и России. ПИИ становятся главным стимулирующим фактором глобализации и экономической либерализации. Причем в качестве главных факторов, ускоряющих темпы капиталовложений, определяются резко возросшие уровни трансграничных слияний и приобретений, а также увеличение числа приватизаций и значительные усилия стран по привлечению инвестиций. Однако финансовые потрясения на развивающихся рынках все же нашли свое отражение на инвестиционной политике держателей капитала. Впервые, начиная с 1985 года, в отношении инвестиций не будет наблюдаться рост [7].
Еще статьи по экономике
Управление себестоимостью производства продукции (на материалах КЖУП Гомельский райжилкомхоз)
Издержки
обращения являются сложной социально-экономической категорией, интерес к
которой постоянно возрастает по мере развития рынка. Столь широкая
заинтересованность данной ...
Иностранные инвестиции в экономике России
Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стаби ...
Заработная плата, регулирование в рыночной экономике
Актуальность
темы исследования. Переход к рыночной экономике требует выработки принципиально
нового подхода к регулированию заработной платы. Основным законом, регулирующим
за ...