Спрос, предложение и цена
В механизме рыночного равновесия не менее важную роль играет предложение.
Предложение - это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте.
В шкале предложения сводится информация о цене за единицу товара и соответствующем ей предложении.
Шкала предложения показывает, что при высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль.
Используя данные таблицы, можно построить график, где, соединив все нанесенные точки, получим кривую предложения (рис.2.).
Р - цена товара в денежном выражении;- предложение
Рис. 2. Кривая предложения.
Если кривая спроса падает при росте цен, то кривая предложения при росте цен возрастает. Здесь наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности предложить конъюнктурный товар (путем увеличения производства).
В рыночных условиях в зависимости от ряда факторов, влияющих на спрос и предложение, одновременно изменяются характеристики спроса и предложения. Это наглядно показано на рис. 1 и 2. Поскольку эти изменения происходят в одни и те же отрезки времени, то возможно совместить эти кривые в тех же координатах, т.е., как бы, «наложить» оба графика на одно и то же поле. В результате получается график (рис!3), позволяющий показать позицию (точку) равновесия спроса и предложения.
Цена, при которой объем спроса в точности равен предложению, есть рыночная
Рис. 3. Рыночная (равновесная) цена.
Цена, при которой объем спроса в точности равен предложению, есть рыночная цена (точка равновесия). Это именно та цена, по которой товары будут успешно сбываться на рынке.
Особенностью свободного рынка является то, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Предположим, фирма предлагает свой товар по цене выше точки равновесия (точка Р2 на рис.3.).
Таблица 2.
Соотношение цены и количества предлагаемого к продаже товара на рынке.
Цена за единицу товара в рублях (Р) |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
10 | |
Соответствующее предложение товара (Q) по вариантам. |
1 |
200 |
180 |
160 |
140 |
110 |
80 |
50 |
15 |
2 |
160 |
150 |
130 |
100 |
70 |
40 |
25 |
15 | |
3 |
130 |
120 |
110 |
90 |
70 |
40 |
30 |
20 | |
4 |
190 |
160 |
130 |
100 |
80 |
60 |
40 |
20 | |
5 |
150 |
130 |
110 |
85 |
60 |
45 |
35 |
25 | |
6 |
170 |
150 |
130 |
105 |
80 |
60 |
45 |
25 | |
7 |
210 |
200 |
180 |
160 |
110 |
70 |
50 |
25 | |
3 |
190 |
180 |
150 |
120 |
90 |
65 |
45 |
30 | |
9 |
230 |
200 |
180 |
145 |
110 |
80 |
50 |
30 | |
0 |
320 |
280 |
220 |
160 |
120 |
85 |
65 |
45 |
Еще статьи по экономике
Конкурентоспособность регионов России
Актуальность
темы исследования. В настоящее время повышение
конкурентоспособности наряду с ускоренной диверсификацией экономики поставлено
в центр Концепции долгосрочного соц ...
Теоретические основы анализа и оценки качества и конкурентоспособности продукции ОАО Продтовары
Экономический анализ хозяйственной деятельности
является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их
обоснования необходимо выявлять и прогнозировать сущест ...
Формирование эффективной инвестиционной стратегии предприятия на материалах ООО Северное сияние
Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях особо актуальной является проблема привлечения, мобилизации и эффективного использ ...