Развитие инфляции с 1991 по 2009 гг. в рамках проведения денежно-кредитной политики
В новейшей экономической истории Республики Беларусь можно выделить четыре периода по признаку проводимой денежно-кредитной политики.
За начало первого периода хронологически можно принять май 1992 г. В новых условиях открытости и устранения административного ценообразования белорусская экономика, как и все другие переходные экономики, на начальном этапе испытала всплеск инфляции. Причинами безудержного роста инфляции являются повышение и частичная либерализация цен на продукцию и введение новых тарифов на услуги. В этот период зафиксированы самые высокие темпы роста цен. Среднемесячный уровень инфляции (по индексу потребительских цен) в 1993 г. составил 29%, в 1994 г. - 28,6%. Рост цен в этот период проявлялся с существенным опережением в базовых отраслях экономики, что увеличивало инфляцию издержек. Экономика была вовлечена в классическую порочную спираль "зарплата - цены". Апофеозом политики "погони за инфляцией" стал 1994 г., в течение которого рублевая денежная масса выросла в 13,7 раза, а потребительские цены - в 20,6 раза.
Второй период по признаку проводимой денежно-кредитной политики включает период с ноября 1994 г. до конца 1995 г.
В конце 1994 г. правительство и Национальный банк предприняли комплекс мер по переходу к жесткой денежно-кредитной политике, благодаря которым уже в 1995 г. удалось многократно снизить уровень инфляции. Темп прироста индекса потребительских цен снизился с 1957% в 1994 г. до 244% в 1995 г. и 39,1% в 1996 г.
В 1996 г. возобновился экономический рост, который сочетался с одновременным снижением инфляции (прирост потребительских цен к декабрю предыдущего года составил всего 40% или 2,8% в среднемесячном исчислении).
Третий период (1996 - 1999 гг.). С целью смягчения и минимизации негативных эффектов приспособления к новым условиям было признано принять в качестве допустимого более высокий уровень инфляции, чем в экономически развитых странах. В 1996 г. и 1997 г. темп прироста индекса потребительских цен составил 39% и 63%, а в 1998 г. и 1999 г. цены выросли за год в 2,81 и 3,51 раза. Если в 1998 г. в существенном росте темпов инфляции значительную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России и более чем трехкратной девальвации российского рубля к доллару США, то в 1999 г. активизация инфляционных процессов была полностью обусловлена проводимой денежно-кредитной политикой.
Множественность валютных курсов сыграла крайне негативную роль в нарастании темпов инфляции в рамках рассматриваемого периода, способствуя росту инфляционных ожиданий в связи с неопределенностью перспектив курса белорусского рубля на теневом рынке валюты.
Четвертый период (2000 - 2005). Существенно снизились темпы инфляции: если в 1999 г. индекс потребительских цен вырос в 3,5 раза, то в 2000 г. - чуть более чем в 2 раза. С 2001 г. значительное замедление темпов инфляции указывает на то, что действие факторов, стимулирующих рост цен, заметно уменьшилось. Вместе с тем наблюдается тенденция превышения темпов роста цен на продукцию промышленных производителей по сравнению с темпами роста цен потребительского рынка, что может характеризоваться как накопление инфляционного потенциала. В рассматриваемом периоде ежегодно снижались темпы инфляции и девальвации. В 2005 г. прирост индекса потребительских цен составил 8%, что является минимальным значением в новейшей истории Беларуси [7, с.102-136].
Индексы потребительских цен этого периода: 2001г. - 146,1%, 2002г. - 134,8%, 2003г. - 125,4%, 2004г. - 114,4%, 2005г. - 108,0%, 2006г. - 106,6%, 2007г. - 100,9%, 2008 - 113,3%, 2009 - 99,6%.
Рисунок 1. Динамика индекса потребительских цен в 1992-2009 гг.
Источник: собственная разработка [24, с.].
Согласно данным Статкома, индекс потребительских цен на товары и услуги в Беларуси в августе 2009 года по сравнению с июлем 2009 года составил 99,8%. Однако не все так прекрасно, как может показаться сначала.
Согласно данным Национального статистического комитета, индекс потребительских цен в Беларуси действительно упал за месяц на 0,2%. Но это падение временное, даже кажущееся. Дело в том, что он было достигнуто за счет падения на цен на сезонные группы продовольственных товаров, которые стабильно в этом периоде падают.
Еще статьи по экономике
Характеристика деятельности индивидуального предпринимателя Кин А.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характеристика
организации
Отчет
по практике написан на материалах деятельности индивидуального предпринимателя
Кин А.В. Предп ...
Моделирование курса акций AAPL и IBM
В каждой сфере экономики встречаются явления и процессы,
которые интересно и важно изучать в их развитии (например, цены, курсы валют,
режим протекания производственного процес ...
Технико-экономическое обоснование бизнес-плана
Основная цель создания производственного предприятия - это получение
прибыли. Для функционирования и получения прибыли любого предприятия необходимо
наличие совокупности матери ...