Программа развития форм государственно-частного партнерства в РФ
Основой механизма разрешения основного противоречия ГЧП в мире служит концепция разделения рисков, заключающаяся в том, что отдельные виды рисков должна брать на себя та сторона, которая наиболее приспособлена для их объективной оценки, контроля и управления. В частности, политические риски - государство, коммерческие - бизнес.
Необходимо отметить, что приведение российских норм и правил работы в сфере производственной и социальной инфраструктуры в соответствие с международными является необходимым условием интеграции России в мировую экономику. Осознание этого важного момента явилось предпосылкой формирования системы, необходимой для реализации проектов ГЧП. Такая система включает в себя нормативно-правовое обеспечение и соответствующую институциональную среду. Однако, несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, Россия находится только в самом начале сложного процесса создания необходимой системы управления проектами ГЧП. Опыт ведущих стран показывает, что на создание и отладку такой системы уходит не один год. В то же время в России уже отмечается определенный прогресс в области оснащенности инвесторов инструментами поддержки проектов ГЧП - как на федеральном, так и на региональном уровнях власти.
Именно в этом контексте представляется целесообразным рассматривать популярную в настоящее время в РФ проблематику частно-государственного партнёрства (ЧГП). В последнее время в российском обществе дискуссия по поводу ЧГП активизировалась. В частности, проектам на основе ЧГП отводится значительное место в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г."
Проведя исследование, хочется еще раз отметить, что ЧГП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно-значимых проектов и программ в широком спектре отраслей - от промышленности и НИОКР до сферы услуг. Именно такой альянс и может способствовать решению проблем обоих сторон, укрепить основу для сотрудничества.
Таким образом, опыт ГЧП, успешно применяемый в мировой практике, необходимо адаптировать с учетом особенностей российской экономики и использовать как универсальный инструмент реализации общественно значимых проектов в широком спектре приоритетных направлений социально-экономической политики.
Бытует мнение, что за последнее время в РФ определились как механизмы участия государства в проектах ЧГП - Инвестиционный фонд РФ, венчурные фонды, особые экономические зоны, так и приоритетные сферы сотрудничества - развитие инфраструктуры и инновационной сферы. Было принято законодательство о концессиях, разрабатываются отраслевые планы по развитию ЧГП, однако нельзя останавливаться на достигнутом также, как нельзя опускать руки в условиях текущих экономических изменений в стране. Хочется верить, что условия кризиса и нестабильность российской экономики не убьют ГЧП. ЧГП - механизм, способствующий гармоничному развитию экономики и гарантирующий защиту интересов различных слоёв населения.
Приложение 1
Варианты толкования термина "ГЧП"
Источник: выполнено автором на основе дипломного исследования.
Приложение 2
Формы ГЧП
Источник: выполнено автором на основе дипломного исследования.
Приложение 3
Схемы реализации ГЧП
Название |
Смысл |
Основы функционирования |
BOT |
(Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - передача) |
Эта схема используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении срока объект возвращается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство. |
BOOT |
(Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача) |
В этом случае частный партнер получает не только правомочие пользования, но и владения объектом в течение срока соглашения, по истечении которого он передается публичной власти. Существует также обратный BOOT, при котором власть финансирует и возводит инфраструктурный объект, а затем передает его в доверительное управление частному партнеру с правом для последнего постепенно выкупить его в свою собственность. |
BTO |
(Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление) |
Схема предполагает передачу объекта публичной власти сразу по завершении строительства. После приема государством он переходит в пользование частного партнера, но без передачи ему права владения. |
BOO |
(Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление) |
По схеме созданный объект по истечении срока соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора. |
BOMT |
(Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача). |
Здесь специальный акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов |
DBOOT |
(Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). |
Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. |
DBFO |
(Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) |
Помимо ответственности частного партнера за проектирование специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов. |
Еще статьи по экономике
Учет и анализ движения денежных средств на примере ООО Охранное предприятие Азимут
Среди
главных проблем российской экономики многие экономисты выделяют дефицит
денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и
инвестиционной деятельност ...
Методы оценки уровня качества продукции
Уже
несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству
продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха организаций
в конкурентной борьб ...
Теоретические основы анализа и оценки качества и конкурентоспособности продукции ОАО Продтовары
Экономический анализ хозяйственной деятельности
является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их
обоснования необходимо выявлять и прогнозировать сущест ...