Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики
Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.
(1.1)
Существует более широкий смысл интегрального показателя, подразумевающий относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества, отражающего полезность продукции, к цене потребления, складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации.
Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров, исходя из их конкурентоспособности. "Качество" и "конкурентоспособность", безусловно, термины не тождественные. Термин "интегральный показатель" - это "мостик" между ними.
Поскольку сущность понятия "конкуренция" - это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности - уровня конкуренрентоспособности. Уровень конкурентоспособности продукции - это относительная количественная характеристика способности продукции удовлетворять требованиям конкретного рынка по сравнению с продукцией конкурентов.
Как известно, предпринимательство - это организация производства, работ или услуг, обладающих ценностью и обеспечивающих прибыль субъекту такой деятельности.
К типичным процессам предпринимательской деятельности в. условиях конкурентной рыночной среды относятся:
§ изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного существующего блага;
§ внедрение нового метода производства;
§ освоение нового рынка сбыта;
§ использование нового источника сырья или полуфабриката.
Рассмотренные бизнес-процессы, по существу, отражают факторы конкурентоспособности товаров (услуг). Основное условие успешной предпринимательской деятельности - это производство и предложение рынку конкурентного товара, а ее важнейшим показателем является прибыль.
Способ получения прибыли предприятием является своего рода "демаркационной" линией, разделяющей предприятия-бракоделы и предприятия с высокой репутацией.
Первые добиваются прибыли, снижая издержки в ущерб качеству (применяют неполноценные дешевые заменители, сокращают технологический цикл изготовления и т.д.), а вторые - за счет, как улучшения качества, так и снижения издержек, но не в ущерб последнему.
В рамках цивилизованного рынка прибыль всегда средство, а не цель. Существует мнение, что когда прибыль у предпринимателя становится единственной целью, то в его стратегии априори заложено воровство. Целью должна быть удовлетворенность потребителей, персонала работой в организации и т.д.
Таким образом, деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности товара (услуги) является базой бизнес-планирования субъекта предпринимательской деятельности.
Современные исследования показывают, что конкурентоспособность белорусских товаров имеет тенденцию к снижению. Среди основных причин этого процесса на микроуровне можно выделить следующие:
§ недостаточная степень адаптации предприятий к рыночным условиям;
§ ослабление внутренней конкуренции (развитие олигополии, сохранение монополизма, правительственные субсидии);
§ пассивная стратегия предприятия, ограничивающая его инновационно-инвестиционную активность, сдерживающая внедрение как новых технологий и производств, так и принятие мер по улучшению качества продукции;
§ моральный и физический износ оборудования;
§ низкий уровень менеджмента;
§ отсутствие надлежащей мотивации к высокопроизводительному труду;
§ высокий уровень энерго - и материалоемкости производимой продукции в издержках производства.
Конкурентоспособность предприятия как понятие возникло в процессе конкуренции предприятий на товарных рынках производственных, интеллектуальных и информационных ресурсов. При этом главной целью участия товаропроизводителя в рыночной конкуренции является удовлетворение потребностей покупателя и получение максимальной прибыли, а также средств для расширенного воспроизводства, стимулирования труда и повышения благосостояния работников.
Кроме того, конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к соперникам на внутреннем и внешнем рынках.
Такое понятие отражает связь конкурентоспособности с конкуренцией, соответствующими преимуществами предприятий и означает объективную необходимость активизации его деятельности в инновационно-инвестиционной области и повышения эффективности использования производственных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов [5].
Еще статьи по экономике
Инвестиционная деятельность
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Это и законодательная власть и ...
Институционализм в России
Институционализм
представляет сегодня одно из самых модных и популярных течений, подхваченных
отечественными экономистами всех поколений. В России широкое распространение
инст ...
Изучение коммерческой деятельности торгового предприятия ОАО Продсервис
Розничная
торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю через
магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.
Специфика
...