Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики
Установление тенденций. Если матрицы роста/доли рынка формируются на период, измеряемый годами, можно установить конкурентные тенденции, отразить слабые стороны и изучить эффективность стратегий конкуренции.
Оценка конкуренции. Матрицу роста/доли рынка можно сравнить с такими же матрицами конкурентов.
Определение темпов роста. Рынок может расти темпами, за которыми не успевает компания. Необходимо предвидеть темпы роста рынка и соотносить с ними производственные мощности, чтобы они развивались параллельно.
Финансовый анализ. Матрицу роста/доли рынка можно использовать для расчета финансовых потоков.
Мы можем определить сумму необходимых средств и рассчитывать на их получение, зная, какие средства будут заработаны и что может поступить из других источников [20].
Рис.1.1 Классическая матрица БКГ
В 80-е годы прошлого века М. Портер американский ученый-экономист, автор многочисленных работ в области конкурентоспособности, профессор Гарвардской школы бизнеса, возглавляющий Институт стратегии и конкурентоспособности в США подверг данную модель (БКГ) уничтожающей критике, подчеркнув, что рыночная доля компаний и рост отраслевого рынка - отнюдь не единственные критерии рентабельности и перспективности [18]. По его мнению, все стратегии создания устойчивых конкурентных преимуществ так или иначе укладываются в три типовых варианта. Поскольку любая компания сталкивается с появлением новых соперников, попытками покупателей сбить цены, а поставщиков - повысить их, а также с распространением товаров-заменителей, все участники рынка заинтересованы в ослаблении конкуренции.М. Портер предлагал либо минимизировать производственные затраты, либо дифференцировать продукт, либо сконцентрироваться на определенном сегменте рынка (таблица 1.1).
Каждая типовая стратегия, как он считал, сулит лишь относительный успех, поскольку имеет не только преимущества, но и чревата рисками.
Минимизация издержек и цен с помощью эффекта масштаба и соответствующих технологий позволяет аккумулировать средства для реинвестирования, но не защищает от копирования таких приемов конкурентами. Дифференциация дает возможность сосредоточиться не на снижении затрат, а на удержании определенного круга покупателей, однако уникальности продукта конкурент может противопоставить снижение цен на продукцию аналогичного класса. Концентрация на узком сегменте рынка оставляет соперников "по ту сторону" сегмента, но способна вызвать те же трудности, что и две первые стратегии.
Таблица 1.1 Типовые стратегии фирмы для достижения конкурентного преимущества
Лидерство за счет экономии на издержках |
Дифференциация качества товара |
Сосредоточение на издержках |
Сфокусированная дифференциация |
Считая эти типовые стратегии универсальными, жизнеспособными и дающими реальную возможность повысить доходы от инвестиций, М. Портер призвал менеджеров избрать только одну из них, чтобы не распылять ресурсы и не застрять на середине пути. Для правильного выбора он рекомендовал изучить цепочку создания фирмой потребительских ценностей, определенное звено которой следует сделать ключевым, т.е. создающим конкурентные преимущества. Им может быть производственная деятельность, сбыт, обслуживание и т.д. [13, с.5-8].
В Республике Беларусь интерес к конкурентоспособности как к науке возник лишь в недавнее время, что обусловливается объективными предпосылками. Более 60 % ВВП нашей республики составляет экспорт. Это означает, что республика может обеспечить устойчивое долгосрочное развитие только в случае роста конкурентоспособности ее продукции на внешних рынках. Кроме этого, экономика нашей республики является социально ориентированной, что предполагает, прежде всего, достижение наибольшей социальной справедливости. Наиболее эффективным средством для решения этой проблемы служит конкурентоспособность. Она дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, особенно в роли потребителей, достигнуть социализации прогресса и прибыли, обеспечить в соответствии с ростом производительности труда постоянное повышение заработной платы.
Эффективная координация государством экономической деятельности на макроуровне с помощью функционально-способных конкуренции и цен позволяет осуществлять управление предприятиями с ориентацией на запросы потребителей. Такая ориентация представляет собой своеобразную "управленческую ось", вокруг которой вращаются решения всех вопросов деятельности фирм. Реализация принципов маркетинга способствует росту благосостояния каждого и всего общества. Поэтому одним из главных принципов деятельности государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержание в ней конкурентной среды [20, с.47-48].
Еще статьи по экономике
Кооперирование производства
Кооперирование
производства - форма производственных связей между специализированными
предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование
производст ...
Малый бизнес и источники его финансирования
бизнес предпринимательство государственный финансовый
Создание
благоприятных условий для предпринимательской деятельности, поддержка малого и
среднего бизнеса объявлены Минэконо ...
Модель экономического человека
Для
экономической теории как обобщенного отражения многообразных, явлений
хозяйственной, жизни просто необходима: упрощенная, схематичная модель
поведения человека. Знание мод ...