Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики
В этой связи, каждый субъект хозяйствования в целях расширенного воспроизводства стремится максимизировать прибыль, повысить квалификацию своих работников, привлечь иностранные инвестиции.
Основные факторы конкурентоспособности предприятия представляют собой систему, которая включает:
конкурентоспособность стратегия повышение оценка
§ параметры эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке;
§ конкурентную среду и уровень конкуренции в стране, степень приватизации предприятий в отрасли и конкурентную стратегию предприятия;
§ характеристики спроса на товары (величину и динамику этого спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
§ развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
§ случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, некоторые политические решения);
§ экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и потребителей.
Как видим, понятия конкурентоспособность товара (продукции) и конкурентоспособность предприятия достаточно близки, однако второе более обширно. Однако это не мешает использовать при оценке конкурентоспособности как в первом, так и во втором случае общие методы и приемы.
Современная теория конкурентоспособности складывалась в течение не столь длительного времени. Она активно эволюционировала в период с конца ХХ века, что было вызвано, в первую очередь, усложнением условий конкуренции в это время. Начались интенсивные поиски новых рычагов эффективности, в результате чего в последней четверти ХХ века американские теоретики бизнеса и менеджмента предложили ряд концепций в качестве универсальных рецептов действий компаний в целях удержания рыночного первенства [4].
В 70-е годы популярностью пользовались доступные, наглядные и потому привлекательные для менеджеров схемы распределения стратегических ресурсов для многоотраслевых фирм. Они были сознательно упрощены, чтобы сократить потребность в сборе данных и выявить приоритеты для дальнейшего анализа. Одна из таких схем - разработанная Бостонской консалтинговой группой матрица "рост рынка/доля рынка" (рис.1.1), представляющая собой один из наиболее известных инструментов стратегического анализа номенклатуры фирмы, так называемого портфолио-анализа. Цель такого анализа - выявить, на каком этапе жизненного цикла находится каждый товар фирмы; разделить все товары на однородные группы, относящиеся к соответствующему этапу и разработать политику фирмы по каждой группе [18].
В классической матрице позиция каждого товара определяется по двум параметрам:
§ текущей доле рынка бизнеса (отношению доли рынка, занимаемой товаром данной фирмы к доле рынка товара ведущего конкурента);
§ потенциалу роста бизнеса (среднегодовому темпу прироста объема реализации данного товара).
"Звезды" имеют высокую относительную долю рынка и высокий темп роста рынка, однако могут не приносить достаточно прибыли для покрытия инвестиций, необходимых для дальнейшего роста.
"Дойные коровы" обладают высокой относительной долей рынка при низком темпе его роста. Они являются источником средств на реинвестирование в "звезды" или в "трудных детей". "Коровы", таким образом, ассоциируются с инвестиционной целью удержания/защиты существующего положения на рынке.
"Трудные дети" ("дикие кошки" или "вопросительные знаки") имеют высокий темп роста рынка, однако низкую долю рынка. Для увеличения доли рынка им могут понадобиться средства. Они ассоциируются с инвестиционными целями удержания/защиты положения или отказа от бизнеса либо же это может быть инвестиционная цель роста.
"Собаки" имеют низкий темп роста рынка и низкую долю рынка. "Собаки" ассоциируются с инвестиционными целями изменения, либо удержанием/защитой положения на рынке, либо отказом от бизнеса.
Анализ матрицы роста/доли рынка может использоваться для удовлетворения ряда целей:
Сбалансированный портфель. Анализ матрицы роста/доли рынка можно использовать для выявления дисбаланса в товарном портфеле фирмы. Следует избегать слишком большого количества "трудных детей". Такие товары требуют вложений для превращения в "звезд", при этом возможны значительные потери в случае неудачи. Сбалансированный портфель, как правило, должен содержать несколько "собак".
Еще статьи по экономике
Теоретические основы исследования планирования как функции управления
Актуальность
темы исследования. Планирование роль является важнейшими элементами управления
современной организацией. Планирование - это определение системы целей
функциониров ...
Формирование социальной рыночной экономики
Современная экономическая система является рыночным
хозяйством. Однако в последние десятилетия все больше явлений и процессов
свидетельствуют о серьезных трансформациях в струк ...
Малый бизнес и источники его финансирования
бизнес предпринимательство государственный финансовый
Создание
благоприятных условий для предпринимательской деятельности, поддержка малого и
среднего бизнеса объявлены Минэконо ...