Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия
Развитие конкуренции требует от отечественных предприятий современных научных подходов к формированию конкурентных стратегий развития. Создание бизнес-стратегии традиционно начинается с оценки конкурентоспособности предприятий. В теории и практике маркетинга существует множество методик её оценки. Ни одна из них не общепринята.
Дело в том, что оценка конкурентоспособности, как правило, осуществляется по одной функциональной области управления: определяются либо эффективность маркетинга, либо эффективность производства, либо эффективность финансовой деятельности предприятия. Не в полной мере определяются пути формирования конкурентоспособности, что снижает их практическую значимость при разработке конкурентной стратегии предприятия.
Изложенная ниже методика оценки конкурентоспособности основывается на теории эффективной конкуренции, даёт представление о конкурентоспособности предприятия. Она охватывает наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности, позволяет выявить направления в формировании конкурентных преимуществ. Основу методики составляют показатели конкурентоспособности дивизионов в характерных конкурентных полях. Конкурентоспособность дивизиона определяется, исходя из оценки эффективности его функциональных областей управления по отношению к конкурентам, а именно производственной системы, маркетинга, финансового менеджмента, инновационной деятельности и управления персоналом. Интегральная оценка достигается определением обобщённого показателя конкурентоспособности дивизиона. Однако использование интегрального показателя возможно и при оценке предприятия с линейно-функциональной структурой.
Методы оценки конкурентоспособности предприятий, основанные на предположении о том, что на базе мнений специалистов (экспертов) можно составить достоверное представление о будущем, особенно для разработки научно-технических прогнозов, а также для выработки экономической (товарной, ценовой, сбытовой и т.п.) ориентации в условиях рыночной экономики, называются методами экспертной оценки. Как правило, перечень направлений оценки разрабатывается предварительно подобранной для этого рабочей комиссией.
Таким образом, определение весовых коэффициентов основано на:
§ опросе экспертов;
§ расчёте показателей эффективности функциональных областей управления, который производится с помощью анализа финансово-экономических показателей предприятия и его конкурентов с учётом определённых ранее весовых коэффициентов;
§ построении профиля конкурентоспособности дивизионов, который, в свою очередь, служит базой для анализа сильных и слабых сторон дивизиона в функциональных областях управления; определении показателей конкурентоспособности дивизионов и интегрального показателя конкурентоспособности предприятия с дивизиональной организационной структурой.
Для расчёта интегрированного показателя конкурентоспособности нужно выполнить следующие действия.
. Выбрать экономические и финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия. Многие авторы предлагают использовать следующие показатели: фондоотдача, рентабельность товаров (услуг), производительность труда, рентабельность продаж, загрузка производственных мощностей, эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта, показатель автономии предприятия, показатель платежеспособности предприятия, показатель ликвидности предприятия, оборачиваемость средств, средняя заработная плата, экономия от внедрения рационализаторских предложений.
Практика свидетельствует, что они достаточно полно характеризуют функциональные области менеджмента организации.
В то же время может быть использован более короткий перечень показателей. Слушатель, в качестве эксперта, должен определить, в соответствии со своими знаниями, представлениями и интуицией относительную важность каждого направления по 100% -ной шкале. После чего заполняется анкета, и на этой основе определяются (вычисляются) статистические параметры.
Сводная анкета в данном случае будет иметь приблизительно следующий вид.
Таблица 1.3 - Сводная опросная анкета группы экспертов
Направления |
Крупные предприятия |
Мелкие предприятия | ||||
Эксперты |
Эксперты | |||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Повышение квалификации кадров |
60 |
80 |
70 |
60 |
70 |
50 |
2. Повышение научно-технического уровня производства |
60 |
50 |
60 |
80 |
70 |
80 |
3. Обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции |
80 |
80 |
90 |
40 |
50 |
30 |
4. Увеличение объема производства |
40 |
30 |
50 |
70 |
60 |
80 |
5. Формирование эффективной сферы рекламирования продукции |
40 |
50 |
30 |
80 |
90 |
90 |
6. Представление дополнительных услуг по подбору продукции для потребителя |
80 |
70 |
80 |
40 |
30 |
50 |
Еще статьи по экономике
Международный гостиничный бизнес на современном этапе
Одной
из современных тенденций развития мирового хозяйства является формирование
новых отраслевых комплексов. Мировая экономика постепенно превращается в
невидимую, неосязаему ...
Инвестиции и инвестиционная деятельность
Среди функциональных стратегий предприятия присутствует инвестиционная политика. Инвестиционная политика определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расшир ...
Уровень, структура, источники получения и степень дифференциации доходов населения
Проблема справедливого распределения доходов
стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибылей
вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живём в цивилизован ...