Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия
2. Расчет средних значений выбранных показателей в регионе по отрасли (Xср) осуществляется по формуле:
(1.2)
где Xi - значение рассматриваемого показателя; n - количество исследуемых объектов (объем выборки).
. Определение относительных показателей исследуемой организации и конкурентов со средними значениями этих показателей в регионе по отрасли (Xср) по формуле:
(1.3)
4. Расчет показателей эффективности функциональных областей управления. В нем участвуют весовые коэффициенты, характеризующие степень влияния тех или иных показателей на эффективность функциональных областей управления в организации. Коэффициенты определяются с помощью экспертного опроса.
Показатели эффективности функциональных областей менеджмента определяются по формулам.
Эп = к1*Ф + к2*Р + к3*П; (1.4)
Эм = к4*Р + к5*К + к6*К; (1.5)
Эф = к7*К + к8*К + к9*К + к10К; (1.6)
Этр = к11*З + к12*П + к13*Ч; (1.7)
Эи = к14*З + к15*Э, (1.8)
где Эп, Эм, Эф, Этр, Эи - эффективность производства, маркетинга, финансов, трудовых ресурсов, инноваций; Ф, Рт, П, Рп, Км, Кр, Ка, Кп, Кл, Ко, Зп, Чр, Зи, Эр - относительный показатель фондоотдачи, рентабельности продукции, производительности труда, рентабельности продаж, загрузки производственных мощностей, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта, автономии предприятия, платежеспособности предприятия, ликвидности предприятия, оборачиваемости оборотных средств, средней заработной платы, уровня среднесписочной численности работников, затрат на инновации, экономии от внедрения рационализаторских предложений, к1 - к15 - весовые коэффициенты соответствующих показателей.
На основании полученных данных строится профиль конкурентоспособности. Он позволяет определить направления в формировании конкурентных преимуществ и представляет собой многоугольник, который позволяет наглядно представить сильные и слабые стороны конкурентов (рис.1.4).
Рис.1.4 Многоугольник конкурентоспособности
Так в приведенном примере рассматривая крупные предприятия видно, что приоритетными направлениями работы по развитию анализируемого вида производства на ближайшие годы, являются:
§ обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции с целью удовлетворения различных запросов потребителей, относящихся к разным слоям населения, уделяя внимание как выпуску относительно дешевой массовой мебели, так и дорогим высококачественным эксклюзивным изделиям
§ предоставление дополнительных услуг (дизайнера, компьютерного программирования) по подбору продукции для потребителя, так как, приобретая мебель в магазинах, потребителю трудно предоставить, на сколько удачно она впишется в интерьер его жилой площади.
В отличие от крупных у малых предприятий приоритетными направлениями работы по развитию производства в перспективе являются:
§ повышение научно-технического уровня производства, так как на сегодняшний день частные фирмы почти не располагают новейшим оборудованием, тем самым не имеют возможности изготавливать и наносить покрытие на уровне мировых стандартов;
§ формирование эффективной сферы рекламирования продукции, так как у малых предприятий почти нет своих торговых марок, редко появляются рекламные ролики на телевидении. Они не выступают спонсорами каких-либо мероприятий, а также не имеют возможности участвовать в мебельных выставках разных уровней.
Если конкурентоспособность предприятия больше, чем у всех рассматриваемых конкурентов, можно констатировать, что предприятие является лидером в данной сфере деятельности. Если конкурентоспособность предприятия ниже, чем у одного или двух конкурентов, но выше 1, то предприятие не является лидером, но занимает прочные позиции на рынке, и система управления предприятием функционирует удовлетворительно.
Если конкурентоспособность предприятия меньше I, то уровень конкурентоспособности предприятия (стратегической бизнес-единицы) неудовлетворителен и необходимы срочные мероприятия по повышению эффективности функциональных областей управления.
Полученный расчётным путём конкурентный статус предприятия может служить базой для принятия решений относительно конкурентных стратегий.
Итак, в общем, для любого предприятия важен постоянный поиск покупателей и освоение новых рынков сбыта, опробование новых изделий различного уровня качества (и соответственно различной стоимости).
Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности это качественная и (или) количественная характеристика продукции [8, с.17].
Еще статьи по экономике
Модель экономического человека
Для
экономической теории как обобщенного отражения многообразных, явлений
хозяйственной, жизни просто необходима: упрощенная, схематичная модель
поведения человека. Знание мод ...
Сравнительный анализ социально-экономического развития Омской и Курганской областей
Проблематика
развития регионов РФ активно разрабатывается в различных федеральных
программах, но сложившаяся экономическая ситуация в виду значительной
дифференциации субъекто ...
Теоретические основы исследования планирования как функции управления
Актуальность
темы исследования. Планирование роль является важнейшими элементами управления
современной организацией. Планирование - это определение системы целей
функциониров ...