Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия
Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, то есть выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами.
Конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. При этом обе фирмы находятся примерно в тех же фазах жизненного цикла. Когда деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность может быть оценена показателем рентабельности производства, то есть отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства [12, с.82]
Однако не всегда фирма ставит перед собой цель извлечения максимальной прибыли. Она может функционировать по принципу безубыточности, то есть - компенсации издержек производства. Тем не менее, одни фирмы могут при этом оказаться более конкурентоспособными, скажем, за счет более высокого уровня "предпринимательского ресурса", который оценить в денежном выражении весьма трудно. Однако рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в более интенсивном привлечении покупателей и формировании благоприятного образа фирмы в глазах общественности и групп стратегического влияния. Естественно, такое состояние "безубыточности" можно рассматривать в качестве своеобразного трамплина для получения более высоких прибылей в долговременной перспективе. Отсюда следует, что конкурентное преимущество как продуктивность использования ресурсов должно оцениваться за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические цели фирмы [6, с.293]
Еще одна проблема заключается в возможности сканирования (слежения) рынка, особенно за пределами страны. Сложность, а иногда и отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами. Искаженная информация может создать впечатление о невысоком уровне продуктивности использования ресурсов фирмой конкурентом.
Следовательно, для получения корректных результатов оценки уровня конкурентного преимущества необходимо усиление тех составляющих стратегического потенциала фирмы, которые должны обеспечивать возможность адекватного отражения ситуаций, складывающихся в макро - и микросреде фирмы.
На рисунке 1.2 представлена взаимосвязь ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента.
Рис.1.2 Ключевые характеристики состояния предприятия
Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий (рис.1.6).
Задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособности предприятия. Следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии. Основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции.
На тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.
На стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.
Рис.1.3 Критерии конкурентоспособности предприятия
Однако успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции.
В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:
§ противоположности целей и средств субъектов рынка;
§ учета особенностей различных сегментов рынка;
§ квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;
§ преимущественно рационального поведения субъектов рынка.
Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя - параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.
Еще статьи по экономике
Статистический анализ уровня и динамики цен на непродовольственные товары Оренбургской области
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение ...
Кафе быстрого обслуживания Подкрепись
Тема
бизнес-планирования одинаково важна как для тех, кто только собирается
создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе,
однако хочет расширить ег ...
Иностранные инвестиции
Актуальность исследуемого вопроса, следует из того, что современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мира активно инвестируют свои сре ...